Мы и запад (Из книги «Мысли изреченные,,,»)

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Сергей Сидоренко

Сергей Николаевич Сидоренко родился в Винницкой области. Окончил географический факультет Киевского университета.
В России печатался в журнале «Звезда», на Украине — в журналах «Радуга» (Киев), «Порог» (Кировоград) и других. До недавнего времени возглавлял городское отделение общественной организации «Русское движение Украины» города Знаменки Кировоградской области.
Проживает в селе Петрово Знаменского района Кировоградской области, работает сторожем коммунального предприятия.
Лауреат ежегодной премии журнала «Москва» за 2003 год.

МЫ И ЗАПАД

(Из книги «Мысли изреченные...»)

Вместо предисловия

В дни неоспоримого и чуть ли не окончательного исторического торжества западного мира и сокрушительного поражения России писать о каких-либо недостатках Запада, противопоставляя ему достоинства России, — непросто.

Тем более что само по себе восхваление своего и порицание чужого вряд ли плодотворнее и нравственно предпочтительнее критики собственных недостатков. Подобная критика всегда воспринималась в русском обществе с большим сочувствием: недовольство собой, стремление к совершенствованию, искание идеала — вообще отличительная черта русского национального характера.

Однако сегодня, когда происходит тотальное наступление на Россию, когда одни с самодовольной ослепленностью победителей, другие— торопясь воспользоваться моментом, заняты делом вытеснения России на «задворки истории», опасность впасть в самохвальство отодвигается на задний план.

Наверное, где-нибудь в глубине необъятной России или в ее столице все эти страхи и могут показаться надуманными, так что можно еще позволить себе беспечность и плюралистическое отношение к происходящим в последние годы процессам, воспринимая их в качестве «становления демократии». Но на российских окраинах (бывших уже окраинах) «упразднение» России и всего русского происходит у всех на глазах. Поэтому у тех, кто любит Россию и кто воочию теперь наблюдает, как Россия безвозвратно уходит, мироощущение, далекое от плюралистического.

Предлагаемые читателям суждения — это в некотором роде взгляд со стороны (что, кстати, избавляет от возможных упреков в восхвалении своего). Это попытка вслед уходящей России на фоне сменивших ее альтернатив сказать о самых дорогих и важных ее чертах. И в первую очередь — о той черте, которая у многих вызывает презрение, дав повод «остроумно» заметить, что на русском языке все нации — немцы, буряты, японцы, финны... — имена существительные и только одна нация — русские — прилагательное, и которая в восприятии других делает Россию страной особенной. Речь идет о жертвенности русских людей, их способности к преодолению национального эгоизма (конечно, и в России есть свой национальный эгоизм, и в последние, кризисные годы он набирает силу, но эгоизмами сегодня вряд ли кого удивишь).

Если вспомнить, что доминирующая в нынешнем мире западная цивилизация считается цивилизацией христианской, а христианам надлежит стремиться подражать Христу и исполнять Его заповеди, то судьба России, хотя бы в последнем, ХХ столетии, когда русские не раз приносили себя в жертву остальному человечеству, во многом соответствует тому, чем должна быть подлинно христианская судьба. Ведь жертвенность, служение ближним есть именно то, с чем пришел в этот мир Христос и что завещал своим последователям.

Конечно, выставлять жертвенность, отказ от своего ради всеобщих целей, в качестве некой «национальной идеи» для целого народа, требуя от него следовать такому предначертанию, было бы нечестно. Но нельзя не воздать должное этим уникальным, неповторимым качествам русского народа, ярко проявившимся в трагическом ХХ веке — особенно на фоне беспросветного национального эгоизма больших и малых наций, причисляющих себя к христианам.

Ложный путь. Современная западная цивилизация занята в основном совершенствованием материальных условий человеческой жизни, надеясь таким способом улучшить заодно и человека. При этом сам по себе человек оставлен без внимания — происходит даже потакание его слабостям и их эксплуатация в корыстных целях.

Религии же идут по пути совершенствования самого человека, независимо от того, в каких материальных обстоятельствах выпадает ему жить.

Если говорить о духовном развитии человека, то путь, выбранный западной цивилизацией, безусловно, ошибочен. В любой сфере без приложения усилий ничего существенного добиться нельзя. Современный материальный уровень достигнут западной цивилизацией именно посредством направленных на это усилий (отвлекая тем самым внимание и силы от жизни духовной, пуская ее на самотек, подменяя ее собою) — и потому вряд ли стоит надеяться, что прогресс в сфере духовной может наступить сам собой.

Комфорт как высшая цель. Надежда Запада на то, что, улучшая материальные условия жизни, человек совершит «прыжок из царства необходимости в царство свободы» и, таким образом, постепенно преобразится духовно, ошибочна еще и потому, что, делая установку в первую очередь на материальные цели, человек как бы закладывает в себя программу. Всякие цели неизбежно перерастают самого человека, превращая его в средство для их осуществления (в данном случае — в средство для создания удобств).

В современном мире значительная часть человеческих потребностей искусственно изобретается производителями товаров так, что увеличение производства товаров не только не освобождает человека из «царства необходимости», но еще больше закабаляет его и отвлекает от главного.

Америка. При прочих хороших и дурных чертах современных американцев, у них все отчетливее проявляется одна черта, которой нельзя не сочувствовать. Имеется в виду пристальное их внимание к тому, что составляет повседневную жизнь человека: к тому, какое влияние на человеческий организм и на успех в человеческой деятельности оказывает тот или иной образ жизни, та или иная еда; к тому, сколько следует спать, когда и чем лучше завтракать, когда и каким заниматься спортом, когда, как и сколько — сексом; полезны или вредны сахар, мясо, алкоголь, картофель, в каком порядке и в каких сочетаниях лучше есть те или иные продукты и т.д., и т.д., и т.д.

Означенная черта свидетельствует о возвращении к чему-то подлинному, главному. Хочется надеяться, что в будущем человеку предстоит иметь дело не с левыми или правыми, не с демократами, коммунистами, фашистами, инородцами и т.д., а с окружающей природой и, главное, с собственными телом и душой. Ведь все наилучшие человеческие качества, вплоть до героизма, полезнее проявлять не на полях сражений и даже не в парламентских баталиях, а в борьбе с собой, со своими физическими и нравственными несовершенствами. Хочется верить, что нашим потомкам рано или поздно наскучат телевизоры и бесконечная погоня за все новыми соблазнами цивилизации — и они станут жить, как наши предки, у которых не было еще телевизоров. Люди будущего Запада, вероятнее всего, станут чем-то похожи на людей древнего Востока, которые тысячелетиями изучали окружающую их природу и собственный организм и оставили нам множество манускриптов с подробными описаниями и предписаниями, касающимися всех сторон человеческой жизни: от еды и совокупления до религиозных обрядов — о том, как все это следует делать, чтобы добиться наилучшего результата.

Похожие материалы

Информация о работе