Владимир Владимирович Маяковский - активный строитель социа­лизма

Страницы работы

Содержание работы

14-2

Медленно выплывает из-за гор красный диск солнца. Невидимым потоком льются его золотые лучи «на поля, на луга, на макушки ракит», озаряя все вокруг ослепительным блеском. Радуясь солнечному теплу и свету, природа оживает. Нежно зашелестели, закружились в белоснежных сарафанах есенинские березки, закачали головками золотые колоски, за­сверкала ослепительной голубизной речка, отражая в своей зеркальной глади сотни солнечных зайчиков, загудел заводской гудок, зазвенел пе­реливчато школьный звонок, зовя радостных ребят в класс. Все это наше настоящее, которому душа радуется каждый день.

Но, радуясь, мы никогда не забываем о тех, кто «в труде и в бою» завоевал нам счастье. Среди тысяч дорогих нам имен — имя Владимира Владимировича Маяковского, который был активным строителем социа­лизма.

Шквал революционной бури Маяковский воспринял восторженно, называя день «седьмое ноября» «ярчайшим в своей жизни». Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в ис­тории человечества, явилась для Маяковского, как и для всей много­миллионной массы трудящихся, осуществлением заветной мечты. Являясь бойцом революции, Маяковский стал активным строителем социализма. Он помогал строить новую жизнь своим метким словом, его стих сжигал все, что мешало строить светлое будущее, и очищал то, что нужно было беречь. Он клеймил и открытых врагов социализма, и тех, кто приспо­собился к жизни в советское время. В своем стихотворение «О Дряни» он пишет: «Дрянь пока что мало поредела, дела много, — только поспевай». Сейчас такие произведения, в которых поэт обличает пороки, живут и действуют, Ведь мы не можем сказать, что в нашей жизни все хорошо и нет никаких проблем. Есть еще такие люди, для которых личное выше общественного; есть и такие, кто фор­мально относится к делу. И Маяковский помогает нам бороться со всем этим.

Читая произведения великого поэта, мы отмечаем то, какое боль­шое внимание уделял он молодежи. «Нет, не те молодежь, кто, забившись в лужайки и в лодки, начинает под визг и галдеж прополаскивать водкой глотки», — писал поэт. Мо­лодыми строителями будущего должны быть смелые, всегда рвущиеся вперед, готовые заменить отцов в борьбе и работе люди. «Молодые  -это те, кто бойцовым рядам поределым скажет именем всех детей: «Мы земную жизнь переделаем». Разве не действуют эти слова сейчас? есть еще у нас такие, кто, «раскривлявшись модой одеж, подметают бульвары клешами», подражая молодежи Запада. Это к ним  обращены слова поэта:

Смотрите на жизнь

без очков и шор,

Глазами жадными цапайте

Все, что у вашей земли хорошо

И что хорошо на Западе.

В стихотворении «Товарищу Нетте-пароходу и человеку» Маяковский хочет делать жизнь с товарища Нетте (цитата) и призывает брать пример с него 

Да, Маяковский живет в каждом нашем слове, поступке, действии. И вместе с ним живут его бессмертные произведения, помогающие понять нашему поколению историческое прошлое, ведь без прошлого нельзя понять настоящее. Всегда с нами произведения поэта, в которых Мая­ковский воспевает борцов за народное дело. Бессмертным произведением является поэма «В. И, Ленин». Яснее предстает передо мной и моими современниками образ «самого человечного человека». Простой, скром­ный, добрый. «Он к товарищу милел людскою лаской. Он к врагу вставал железа тверже».

Именно таким был самый дорогой нам человек. И я думаю, что каждый советский человек вспоминает самые теплые и нежные слова об Ильиче, которые когда-то от имени всего прогрессивного человечества сказал о нем Маяковский.

Воспевая революцию, воспевая лучших людей, поэт всегда прослав­лял в своих произведениях будущее, которое представлялось ему цвету­щим садом. Наш народ продолжает строить коммунизм, и вместе со всеми трудится Маяковский. Он с нами идет по заводскому гудку и становится за станок, решает важнейшие проблемы, он вместе с нами за школьной партой. Этот человек живет в наших делах.

В этом произведении Маяковский воспел героический подвиг Нетте, создал образ обобщающей силы: человек, отдавший себя народу, — бессмертен; он бесстрашно идет в бой:

Чтобы, умирая,

воплотиться

в пароходы, в строчки

и в другие долгие дела.

К десятилетию Октября Маяковский пишет поэму «Хорошо», в которой поэтически воссоздает борьбу народа за победу революции, за воплощение ее идеалов. Маяковский вместе с народом строит новую жизнь.  

Я с теми,

кто вышел

строить

и месть

в сплошной

лихорадке

буден.

Поэт служит народу своим поэтическим трудом. Стремится охарактеризовать задачи нового искусства. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» поэт продолжает традиции Пушкина и Некрасова. Обращение к фининспектору Маяковский  сделал поводом для большого разговора о «месте поэта в рабочем строю»

Труд мой

любому

труду

родствен.

Маяковский щедро раскрывает «секреты поэтического производства», показывает, сколь сложны бывают поиски выразительного слова.

Поэзия-

та же добыча радия,

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тон

словесной руды.

Точное поэтическое слово обладает огромной силой воздействия. Слово поэта «приводит в движение тысячи лет миллионов сердца».

Говоря по-нашему,

рифма —

бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка —

фитиль.

Строка додымит,

 взрывается строчка, —

 И город

на воздух

строфой летит.

Владимир Маяковский не просто великий поэт. Это прежде всего коммунист, беззаветно любящий свою Родину, это человек, который гор­дится своей страной. Не случайны строки:

Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза.

Это поэт-труженик, боец Октября, боец за будущее. Все послеок­тябрьское творчество Маяковского пронизано жаждой работы, обществен­но-полезного деяния. «К Делу! Работа жива и нова», читаем мы в стихотворении "Поэт рабочий". И снова: «Все за труд! За пользу!». Поэтическое слово Маяковского обладает огромной силой воздействия. Слово поэта «приводит в движение тысячи лет миллионов сердца». В стихотворениях «Разговор с фининспектором о поэзии», «Послание про­летарским поэтам», «Марксизм — оружие, огнестрельный метод. Приме­няй умеючи метод этот!», когда назрела потребность обобщить первые успехи советской литературы, размышления о поэзии, общественном на­значении искусства выливаются в яркие и точные поэтические формы. «Труд мой любому труду родствен», — утверждает поэт, размышляя о «месте поэта в рабочем строю». Маяковский призывает:

Давайте работать

до седьмого пота

над поднятием количества,

над улучшением качества.

Поэт несет высокую ответственность перед народом:

...народа водитель

 и одновременно —

народный слуга.

Подлинная поэзия — художественное открытие:

—Поэзия —

вся! —

езда в незнаемое.

Маяковский высмеивал попытки обособить искусство от народной жизни и социальной борьбы. Он любил называть поэтическое творчество     работой, поэта — тружеником, с гордостью писал о «работе стихов». Ему была близка поэзия труда, социально значимого, созидающего труда. В стихотворениях «Разговор с фининспектором...», «Домой», «Послание пролетарским поэтам» поэтическое творчество стоит в ряду труднейших и ответственейших дел. Поэма «Во весь голос» — это произведение итоговое, обобщающее все творчество поэта. Подытоживая свое творчество, он с гордостью заявляет:

Мой стих трудом

громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.

Еще в юности, будучи «товарищем Константином», большевистским пропагандистом-подпольщиком, он твердо решил посвятить себя социа­листическому искусству: «Чувствую мастерство... Ставлю вопрос о теме. О революционной». В творчестве поэта органически сцементировались, слились демократизм, гражданственность русской классической литера­туры, некрасовские традиции и личный опыт, обретенный в «большеви­стском университете», героика революционной борьбы. Литературное на­следие Маяковского, или, говоря его словами, «все сто томов моих партийных книжек», исключительно велико. Он пришел к служению коммунизму посредством поэзии, а точнее — «через данные всей науки», через школу классовых битв и художественное творчество, которое с полньм на то основанием приравнял к партийному билету:

...Я подыму,

как большевистский партбилет,

все сто томов

моих

партийных книжек, - пишет он во вступлении к поэме «Во весь голос».

Веление времени было для Маяковского равнозначно велению сер­дца. У сердца Маяковского и у времени, в котором он жил, одинаковый напряженный и всепобеждающий ритм.

Слушайте, товарищи потомки,


агитатора,

горлана-главаря.

С приходом Маяковского в советском искусстве прочно утвердился образ поэта-трибуна, пламенного партийного агитатора, возросла роль зву­чащего слова.

Я всю

свою

звонкую силу поэта

тебе отдаю,

атакующий класс.

Марина Цветаева писала: «Маяковский ушагал далеко за нашу современность, и где-то, за каким-то поворотом долго еще будет нас ждать...» Ведь у поэзии Маяковского крепкие «мозолистые руки, а у самого поэта горячее, отзывчивое к добру сердце».


Похожие материалы

Информация о работе