Аннотация к сборнику научных статтей "Консерватизм и традиционализм на Юге России"

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

А.К.Мамитов, к.и.н., докторант РГУ

Консерватизм и традиционализм на Юге России. Сборник научных статей/ Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 9. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. – 194 с.

        Появление данного сборника в Ростове-на-Дону в сентябре 2002 года могло бы рассматриваться как очередное свидетельство того, что мода на консерватизм докатилась до провинции, если бы не просматривалась тенденция к последовательной консолидации усилий представителей научной общественности отдельных регионов России и ученых Москвы в освоении вопросов теории и истории консерватизма и традиционализма применительно к региональной проблематике. Выход вслед за воронежским[i] ростовского сборника был предсказуем, поскольку на Юге России консервативные настроения и традиционные ценности сохраняют доминирующее значение, и всякая попытка создания консервативного проекта национальной модели модернизации находит горячий отклик у обществоведов этого региона. Именно актуальностью работы над данным проектом и необходимостью включения в неё ученых Юга России мотивировал  появление сборника его редактор В.В.Черноус во вступительной статье с названием, характеризующим алгоритм большей части статей: «Консервативный проект и Юг России». Определив задачей консервативного проекта «согласование в ходе диалога базовых духовно-нравственных ценностей народов России, опору в ходе модернизации на представления наших народов о морали, собственности, форме государства, демократии, иерархии прав человека, свободе и обязанностях», В.В.Черноус предложил Юг России в качестве базы для теоретической работы по созданию такого проекта, поскольку своеобразие данного региона – «в его многонациональности и поликонфессиональности, но при  определяющей роли как и в России в целом русского народа и православного миропонимания» (С.4).  И хотя большинство участников данного издания не согласовали содержание своих работ с заголовком сборника и озвученной идеей, их статьи образуют определенный теоретико-методологический базис, необходимый для начала работы в предложенном направлении, и придают сборнику академический характер.

       В числе таких работ следует выделить статью А.В.Репникова «Современная историография российского консерватизма», в которой предложен подробный обзор научной литературы по данной проблематике за последние пять лет. Дефицит информации о малотиражных изданиях – общая беда современных исследователей, а для провинциальной науки – беда в квадрате. Впрочем, А.В.Репников не только пролил «луч света» в царство научной литературы, но и  выявил ключевые методологические проблемы, в частности, проблему терминологической путаницы и неопределенности, связанную, например, с понятием традиция, основополагающим для исследователей консерватизма и традиционализма. Решению данной проблемы и установлению содержания понятия консерватизм и его соотношения с традиционализмом посвящена статья М.Ю.Чернавского «Два подхода к определению консерватизма». Отстаиваемый им содержательный (идейный) подход к пониманию консерватизма по сути разделяется тремя другими авторами: В.О.Моргачевым, А.В.Беловым и А.В.Барановым, чьи работы связаны с выяснением культурно-исторических корней и идейного наследия российского консерватизма, его состоятельности в роли «идеологии самобытного пути России в современных условиях». 

         Принципиально важным является обращение к проблеме сопряжения консерватизма и национализма, злободневной в ситуации роста националистических настроений на Юге России. Статья Э.А.Попова и А.С.Кисиля («Русский национализм и российский консерватизм: дореволюционный опыт взаимоотношений») интересна попыткой изучения русского национализма как значимого компонента консервативной мысли. Предложенный в ней авторский подход к определению понятия национализм в соотнесении с консерватизмом очевидно плодотворен и перспективен. 

         Безусловным достоинством данного сборника, целиком оправдывающим его название, стало параллельное представление работ, посвященных, с одной стороны, российскому консерватизму, с другой – религиозному и этническому традиционализму на Юге России.   Проблемы традиционализма и его проявления в политической жизни региона освещены в работах Т.П.Матяш, И.П.Добаева, С.М.Маркедонова. Они образуют в рамках сборника второе направление, возможно, более интересное для широкой научной общественности в силу малоизученности  данных вопросов.     

       Удачным дополнением является включение в сборник материалов «Кавказоведческого семинара» - ряда студенческих работ, демонстрирующих интерес подрастающего поколения исследователей к обозначенным проблемам с выраженным стремлением к анализу проявлений традиционализма и консерватизма в современных процессах на Северном Кавказе. Особого внимания достойна статья Максима Барбашина «Консерватизм  этнических элит  как условие перехода к постконфликтному развитию на Северном Кавказе», в которой развитие политического консерватизма в данном регионе предложено рассматривать как триединый процесс: «одновременное развитие традиционного консерватизма (возврат к исламскому прошлому у народов Северного Кавказа), современного российского (охранительного) и либерального квазиконсерватизма (представляющего собой попытки перенесения западных моделей и алгоритмов развития на местные условия). Хотя порой суждения и оценки данного автора и его коллег расходятся с мнениями мэтров, это тот случай, когда некоторая категоричность и сырость выводов с лихвой компенсируется свежестью мысли и перспективностью постановки проблемы.

         В целом, сборник очевидно призван побудить научную общественность Юга России к активному включению в процесс изучения консерватизма во всех его проявлениях и без временных ограничений. Причем региональное преломление данной проблематики определено достаточно четко: это освоение комплекса вопросов о содержании и соотношении консерватизма и традиционализма,  их  значении и реализации в процессах, протекающих ныне на Юге России, о мировоззренческой самоидентификации народов и элит Северного Кавказа и возможности их бесконфликтного сосуществования и развития на базе консервативных идеологем. Академичность первого издания и наметившийся в нем диалог поколений исследователей – залог высокого качественного уровня работы в данном направлении в дальнейшем. 



[i] Консерватизм в России и в мире: прошлое и настоящее. Сб. научных трудов, вып. 1. - Издательство Воронежского университета, 2001.

Похожие материалы

Информация о работе