Эпоха просвещения – идеи и имена. Версальский мирный договор и его последствия, страница 2

Те же, кто полагают за основу власти волю народа, принципиально не правы, ибо подобная основа слишком хрупкая.

Папа предлагает правителям не отказываться от всемерной поддержки и покровительства, оказываемого Церковью. Для этого они должны повер­нуться лицом к Церкви, предоставив ей необходимую свободу, став покро­ви­телями религии.

3. Версальский договор, официально завершивший первую мировую войну (1914 – 1918), был подписан в Версале (Франция) 28 VI 1919 г. с одной стороны Германией, потерпевшей поражение в войне, с другой,  одер­жав­ши­ми победу «союзными и объединившимися державами» – США, Велико­бри­танией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Ку­бой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либе­рией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Харвато-Словенским государством, Сеамом, Чехословакией и Уругваем. Ки­тай отказался подписать договор по той причине, что он содержал постанов­ление о передаче Японии провинции Шаньдун.

Договор вступил в силу 10 I 1920 г., после его ратификации Германией и четырмя основными союзными державами – Англией, Францией, Италией и Японией. США отказались от ратификации, не желая связывать себя с Ли­гой наций, устав которой был неотъемлемой частью Версальского договора (часть 1-я, ст. 1 – 26). В VIII 1921 г. США заключили с Германией почти иден­тичный с Версальским договор, ни слова не содержащий о Лиге наций. Версальский договор не ратифицировали так же Хиджаз и Эквадор.

Заключению Версальского мирного договора предшествовали секрет­ные переговоры между Германией и союзными державами, особенно ак­тив­ные после заключения Компьенского перемирия 1918 г. Условия договора бы­ли выработаны на Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. До­го­вор состоял из 440 статей, разделённых на 15 частей и содержал один про­то­кол.

Версальским мирным договором было определено послевоенное поли­тическое устройство Европы. Были установлены границы Германии. Чётко определено, каким государствам Германией должны быть возвращены или пе­реданы в их владение в качестве компенсации какие территории.

Германия признавала независимость всех территорий, входивших в сос­тав бывшей Российской империи до 1 VIII 1914 г. и отмену всех дого­во­ров, заключённых ею с советским правительством. Германия обязывалась при­знать все договоры, которые заключат союзные и объединившиеся дер­жа­вы с государствами, которые образуются в результате разгрома советской вла­сти и раздела территории бывшей Российской империи.

Германия [L.D.3] была лишена всех своих колоний, которые позднее были раз­де­лены между собой главными странами-победительницами на основе сис­те­мы мандатов Лиги наций. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правобережья шириной 50 км. подлежала демилитаризации. Численность гер­манской армии была ограничена. Большая часть её военно-морского фло­та подлежала передаче победителям. Германия обязалась выплатить убытки союзным державам.

В 1935 г. введением всеобщей повинности, затем в 1938 г. захватом Ав­стрии, в 1938 – 39 гг. Чехословакии Германия нарушает Версальский мирный договор, а нападением 1 IX 1939 г. на Польшу фактически ликвидирует его.

4. Работа немецкого врача и философа Карла Ясперса (1883 – 1969) “Ду­ховная ситуация времени” появилась в годы после Второй Мировой вой­ны и целью её является уяснение духовного состояния общества, совре­мен­но­го автору.

Массы населения земли, двукратно возросшего за предшествующие сто лет, “не могут жить без огромного аппарата, в работе которого они учас­тву­ют в качестве колесиков, чтобы таким образом обеспечить своё сущес­тво­ва­ние… Массы и аппарат связаны друг с другом. Крупный механизм необ­хо­дим, чтобы обеспечить массам существование” [3, с.307, 313]. Как врача-пси­хиатра, автора волнуют проблемы общения с человеком, его внутренний мир. Уже в первых своих работах он говорит “об утрате современным чело­ве­ком смысложизненных ориентиров, которые ему прежде давала религия” [3, с.8]. Но время личного общения безвозвратно ушло. Теперь для воз­дей­ствия на лю­дей необходимы более мощные средства, как, например, реклама, под ко­то­рой, в данном случае, подразумевается широкая общественная дея­тель­ность лидеров духовных движений. В качестве примера такой активной дея­тельности автор приводит путешествия римских пап, не ограниченные те­перь пределами Европы и скоростью конных экипажей.

Можно сказать, что эта тенденция ещё более углубляется в наше время – время больших скоростей и высоких технологий. Подобные предприятия ши­роко освещаются средствами массовой информации. На городских пло­щадях устанавливаются мониторы, посредством которых участниками бого­служения и слушателями проповедей становятся многие тысячи людей.

5.

Валенса Лех (род. 29 IX 1943). Польский общественный и политичес­кий дея­тель. Лауреат Нобелевской премии мира (1983 г.). Включился в ра­бо­ту со­з­дан­ного в 1977 г. в Гданьске национального ко­митета Свободных проф­со­ю­зов. В авг. 1980 г. возглавил межзаводской ста­чечный комитет, по­ло­жив­ший начало независимому общенациональному проф­объединению «Со­ли­да­р­­ность». Отказался от поста премьер-министра в коалиционном пра­ви­тель­с­тве (авг. 1989 г.). 9 дек. 1990 г. стал 1-м демократически избранным пре­зи­ден­­том Польши (до 1995 г.).

Робеспьер Максимильен Мари Изидор (06 V 1758 – 28 XII 1794). Дея­тель Великой французской революции. Ра­но лишился ро­ди­телей. В 1780 г. око­н­чил университет в Париже. Испытал сильное влияние идей просве­ти­те­лей. В 1783 г. избран членом арасской Ака­де­мии наук, а в 1788 г.– её пред­се­дателем. В 1789 г. избран депутатом в Ге­не­ральные штаты. С 1792 г. издаёт журнал “Защитник конституции”. Не при­ни­мал участия в восстании 10 марта 1792 г., но уже 11 марта избран членом Па­рижской Коммуны. После восста­ния 31 V – 02 VI 1793 г. стал руководителем правительства якобинцев. В ре­зу­льтате контрреволюционного переворота арестован и казнён.