Экономические аспекты управления качеством

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Экономические аспекты управления качеством

1. Основные категории экономики управления качеством.

Усиление конкурентоспособности предприятия обеспечивается улучшением качества и увеличением рентабельности его хозяйственной деятельности. Между тем создание продукта с улучшенными характеристиками сопряжено с ростом себестоимости, что нежелательно в условиях ценовой конкуренции. В этой связи можно выделить комплекс задач экономики управления качеством.

Основные задачи экономики управления качеством:

·  Оценка затрат на обеспечение качества;

·  Оптимизация затрат по управлению качеством;

·  Определение экономической эффективности деятельности в области качества;

В экономики управления качеством используют следующие понятия:

Потребительская стоимость продукта – цена изделия, соответствующая стоимости выполняемых им функций в сознании потребителя.

Полезность продукта – совокупность функциональных характеристик, определяющих способность продукта удовлетворять потребности покупателя в соответствии с назначением изделия.

Предотвращенный убыток – затраты хозяйствующего субъекта, которых удалось избежать благодаря осуществлению своевременных мероприятий по предупреждению возникновения внештатных ситуаций (например, сбоя в работе оборудования, производства дефектной продукции и пр.).

Упущенная выгода – неполученные доходы юридических или физических лиц вследствие нарушения их прав иными лицами (неполученный доход от реализации продукции, которую можно было бы произвести на вышедшем из строя оборудовании; количество непроданных туристических путевок из-за антирекламы конкурента).

2. Оптимизация затрат на управление и обеспечение качества.

Деятельность по повышению качества влечет за собой увеличение затрат как производителя, так и потребителя. Для сохранения конкурентоспособности продукта при управлении хозяйственными процессами осуществляют оптимизацию затрат на качество.

Для этого используют функционально-стоимостной анализ (ФСА), в котором выявляются функции объекта и оценивается их стоимость. Функции, не обеспечивающие положительный эффект, устраняются, тем самым снижая затраты на производство и эксплуатацию объекта.

Оптимизация затрат на качество направлена на достижение следующих целей в системе управления качеством:

1)  снижение затрат на единицу производимой продукции при сохранении прежнего уровня качества;

2)  снижение удельных затрат при одновременном улучшении потребительских свойств новой продукции;

3)  повышение удельных затрат для создания высокого уровня качества продукции, превышающего технический уровень продукции конкурента;

4)  установление цены на продукцию.

Процесс управления затратами на качество включает оценку, анализ и регулирование мероприятий по улучшению деятельности компании.

В управлении затратами на качество и определении эффективности системы менеджмента качества выделяют два подхода.

1. Стоимостный. В этом случае акцент делается на рост общей рентабельности предприятия вследствие снижения непроизводительных расходов и экономии ресурсов.

2. Потребительно-стоимостный. Данный подход базируется на том, что при оптимизации затрат на качество учитываются расходы не только производителя, но и конечного пользователя, при этом обеспечивается снижение издержек производства по созданию продукции, а также повышение удовлетворенности потребителя за счет увеличения полезного эффекта и уменьшения потребительских расходов от использования продукции.

При маркетинговой ориентации фирмы оцениваются и оптимизируются совокупные расходы, связанные с полным жизненным циклом продукции (услуг) – от создания до утилизации.

При оценке затрат на качество выявляются все составляющие затрат, возникающих при разработке, производстве и потреблении продукции (услуг).

Для определения структуры затрат на качество применяется следующая классификация:

По целевому назначению выделяют затраты:

- на улучшение качества (затраты на разработку новой продукции с улучшенными свойствами);

- на обеспечение качества (затраты на входной, приемочный контроль);

- на управление качеством (затраты на систему управления качеством).

По стадиям жизненного цикла выделяют затраты на качество:

- при создании новой продукции (затраты разработчика);

- при изготовлении продукции (затраты производителя);

- при эксплуатации (затраты потребителя).

Классификация затрат на качество по Фейгенбауму:

1.  Затраты на предупреждение дефектов:

а) обучение в области качества;

б) расходы отдела качества;

в) маркетинговые исследования по анализу требований потребителей и оценке уровня качества продукции конкурента;

г) затраты на входной контроль комплектующих и сырья (контроль качества поставщиков);

д) затраты на приобретение и эксплуатацию нового оборудования.

2. Затраты на оценку уровня качества:

а) контроль и испытания (приемочный контроль продукции, сертификация продукции);

б) проверка деятельности по обеспечению качества (затраты на сертификацию системы качества, внешний аудит, внутренняя проверка стабильности технологических процессов).

3. Убытки от брака:

а) дефекты (затраты на производство продукции, в которой при контроле выявлены дефекты);

б) убытки по рекламациям (расходы по претензиям покупателей – гарантийный ремонт, замена дефектной продукции и пр.).

Общие затраты на качество равны сумме затрат на предупреждение дефектов, оценку уровня качества и на устранение последствий выявленных дефектов.

Похожие материалы

Информация о работе