Христианское понимание брака (на основе анализа чинопоследования), страница 2

Предназначенные для обручения "железный перстень, в энак силы мужа, и перстень золотой, в знак нежности и чистоты жены", иерей полагает на св. пре­стол, «Так как дело зто совершается перед Христом, и Он будет для них об­ще­нием и единением в освящении и правой вере в Него, и целомудрия» [5, с. З53]. В результате троекратного обмена, в знак того, что любящие отдают себя друг другу на всю жизнь, золотое кольцо, символизирующее солнце, свету кото­рого уподобляется муж в брачном союзе, остается у жены, а серебряное, как по­до­бие луны, блистающей отражением солнечного света, остается у мужа. Коль­цо – зна вечности и неразрывности брачного союза, скрепляющая его «печать». В молитве священник прости благословить положение колец блаrословениeм не­бесным, сообразно с той силою, которую получил через перстень Иосиф в Еги­п­те, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фамари» [1, с.З02]. Вспоминает притчу о блудном сыне: "перстнем Отец наш Небесный щедр бысть на сына своего" [4, с.9б]. Испрашивает благословение Божие обру­чен­ным, как благословил Господь чудесным знамением "водоношения" Ревеку в супруги Исааку.

Непосредственно перед началом венчания (особенно это важно в том слу­чае, если оно соверщается через какое-то время после обручения) жениху и не­весте предстоит еще раз перед лицом Бога и Церкви подтвердить свое свобод­ное, непринужденное желание вступить в брак. В христианском понимании это волеизъявление – «главное условие для естественного (по плоти) Брака, усло­вие, после которого он должен считаться заключенным» [1, с. 303]. Чино­после­до­вание венчания начинается возгласом Божественной Литургии «Благосло­вен­но Царство Отца и Сына и Святаго Духа…», провозглашая сопричастность суп­ру­гов Царству Божию, путь к которому открывается им в этом Таинстве.

Запечатлевают Таинство Брака возложение венцов и слова, произносимые священником: "'Господи Боже наш, славою и честию венчай я" [4, c.111]. «Вен­цы, возложенные на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Цер­ковью. Возложением Beнцов Церковь воздает жениху и невесте честь за це­ло­мудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Бо­жие» [б, c.155]. Возложением венцов провозглашается слава человеку, как ца­рю творения. Посредством возложения венцов супруги реально становятся ца­рем и царицей друг для друга на всю многотрудную, полную скорбей и иску­ше­ний жизнь. Этим же увенчанием глав супругов выражается честь и слава муче­ни­ческих венцов. Не случайно на фоне множества ветхозаветных образов, из но­возаветных святых в молитвах венчания упоминаются сорок мучеников се­вас­тийских, rлавы которых были увенчаны уже в их страданиях видимым об­ра­зом. Путь к Царству Божию – это Cтpaдaния и распятие за Христа. «Супру­жес­тво, которое не распинает постоянно свой собственный эrоизм и самодоста­точ­ность, которое не "умирает для себя" с тем, чтобы указывать на Toro, Кто пре­вы­ше Bcero земноrо, нельзя назвать христианским» [1, с.З05]. Наконец, для каж­до­rо из супруrов это "неувядаемыя славы венец" [4, с.105], нетленный венец Цар­ства Божиеrо.

Удивительны по своей красоте и содержанию молитвы чинопоследования венчания. Церковь просит сохранить образовавшуюся семью, как сохранил Гос­подь коrда-то праведноrо Ноя в ковчеrе, пророка Иону во чреве кита, святых трех отроков в печи вавилонской и даровать им ту радость, какою воз­радова­лась царица Елена, обретя Честный Крест Христов. Интересно, что из новоза­вет­ных святых никто больше не упоминается в этих молитвах «потому, – rово­рит блаж. Симеон Солунский, – что брак – не высшее состояние христианина, хо­тя и блаrословляется Христом ради немощи человеческой и ради про­долже­ния бытия тленноrо мира» [5, С.355].

Cynpyraм, венчанным в «плоть едину», подается общая чаша вина, кото­рую они, как свою уже общую судьбу с общими радостями, скорбями и уте­ше­ни­ями, должны испить до дна. Их жизнь Teперь – единая радость о Господе. Их супружество – это вечное шествие рука об руку, в знак котoporo совершается тро­екратное, во образ и славу Святой Троицы, хождение вокруг аналоя.

Итак, «Церковь, блаrословляя брак, провозrлашает венчавшихся родона­чаль­никами новой христианской семьи – малой домашней церкви, указывая путь в Царство Божие» [6, c.155]. Из читаeмoro на венчании фраrмента nослания ап. Павла к Ефесянам (5, 20 – 33) ясно видно, какими же должны быть взаи­мо­от­ношения супруroв. От мужей требуется самоотверженная любовь к своим же­нам, по примеру Христа, возлюбившеrо Свою Церковь и отдавшеrо за нее Свою жизнь. От жен – полное повиновение своим мужьям, как Самoмy Господу, пото­му что муж – rлава семьи, как и Христос – rлава Церкви. «Казалось бы, самое про­стое, но и самое трудное занять в браке каждому свое место… Если есть эта решимость и желание – Боr всеrда поможет на этом трудном, мученическом, но и блаженном пути» [1, с.292]. Слова Апостола: «жена да боится cвoero мужа» от­нюдь не подразумевают рабскоrо страха жены перед мужем. «Этот «страх» есть не что иное, как уважение к мужу с опасением, как бы не оскорбить ero и не уменьшить любовь ero к себе» [2, c.423]. Но ни мужчина, ни женщина не име­ют в браке полной власти друr над друrом, ибо насилие над волей друrоrо, да­же во имя любви, убивает саму любовь. А между тем, «величайшая мудрость христианскоrо брака – дать полную свободу тому, коro любишь, ибо земной наш Брак – подобие брака небесноrо – Христа и Церкви – а там полная свобода» [1, с.292].

Важнейшей для супругов задачей является не только сохранить любовь друг к другу, но и детей своих воспитать в вере и любви. «Воспитывая (детей) только для временной жизни, – rоворит свт. Тихон Задонский в своих nоучени­ях, – родители лишают их вечной жизни, вечноrо счастья, затворяя им дверь к блаженной вечности» [7, c.185]. В Таинстве Брака подается супругам 6лаrодать, содеиствующая в воспитании детеи.

Очень важны для супружеской пары молитвы о них их родителей, пос­коль­ку «молитвы родителей утверждают основания домов» [4, с.1O8].

«Последование венчания своим молитвенно-блаrодатным строем полагает основание для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни» [6, с.150]. Христианская семья это та сре­да, где члены её имеют возможность проводить время в непрестанном труде, мо­литве и упражнениях в добродетелях любви, смирения, послушания, уме­рен­ности во всем. «В последовании венчания отображена традиция церковного ос­мы­сления основ семейной жизни» [6, с.150].

ЛИТЕРАТУРА

1.  Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Издательство Московской Патриархии, 1983.

2.  Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. Сатисъ, С-Пб., 1995.

3.  Соловьёв В., Троицкий С., прот. Иоанн Мейендорф. Смыс любви. Христианская философия брака. Брак в Православии. «Путь», М., 1995.

4.  Требник. В двух частях. Издательский отдел Московской Патриархии, М., 1991.

5.  Блаж. Симеон архиеп. Фессалоникийский. Сочинения, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Галактика, М., 1994 (репр.).

6.  Прот. Геннадий Нефёдов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1999.

7.  Свт. Тихон Задонский. Наставления об обязанностях (должностях) каждого христианина, извлеченные из его творений. Под ред. еп. Ювеналия. Харбин, 1942.


Тема: «Христианское понимание брака (на основе анализа чинопоследования)»

Оценка – 5.