Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей»

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Л.Н. ПАРИЙСКИЙ

УЧИТЕЛЬНОЕ ИЗВЕСТИЕ

ПРИ СЛУЖЕБНИКЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО

«ПРАКТИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ»

ЛЕНИНГРАД, 1955 г.


«Учительное известие»

«Учительное известие» находится в конце служебника. Полное заглавие «Учительного известия» следующее: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, како в том исправлятися, предложися вкратце».

История происхождения «Учительного известия»

В Виленском служебнике 1617г. находится отдел под названием: «Наука иереом до порядного отправления службы Божее, велце потребная».

В основном содержании и в некоторых пунктах «Учительное известие» повторяет «Науку» буквально.

Особенности «Науки» Виленского служебника, не вошедшие в «Учительное известие»: католическое учение о времени освящения даров и многие наставления и предписания, например: о раздроблении Агнца четырьмя пальцами двух рук, о допущении к совершению Литургии, за болезнью священнодействующего, священника, поевшего и находящегося в смертном грехе.

Другую особенность «Науки» составляют отсутствие в ней целых отделов «Учительного Известия»: «Как хранить Божественные Тайны больных ради», в каких случаях священник может прервать службу ради причащения или крещения опасно больных.

В «Науке» нет и многих частных предписаний, например, о необходимости для достойного причащения быть в мире со всеми, избегать даже малых препятствий к совершению Литургии.

Кроме «Науки» Виленского служебника на содержание «Учительного известия» оказали сильное влияние статьи в требнике Петра Могилы (Киев 1646 г.), относящиеся к таинству Евхаристии.

Евхаристические статьи требника Петра Могилы есть переработка «Науки»; в них белорусский язык заменён церковно-славянским, опущены некоторые подробности, введены новые отделы, но католическое учение о времени пресуществления Святых Даров оставлено.

***

Патриарх Иоаким (девятый патриарх, родился в 1620 г., патриарх с 1674 по 1690 г., борец против старообрядцев, борец с латинской еретической пропагандой, сторонник печатных богослужебных книг) пожелал, чтобы был составлен и напечатан для духовенства сборник решений недоуменных случаев в служении Божественной литургии. Исполнение этого решения патриарха было возложено на сотрудника по исправлению богослужебных книг киевского монаха Евфимия. Он составил – от книг киевских, белорусских и иных «Воумление (вразумление), ему же кийждо, желаяй иерейства, должен навыкнути…» (См. рукопись Московской Синодальной библиотеки №433).

Почти всё содержание «Воумления» заимствовано из евхаристических статей требника Петра Могилы, но католическое учение о времени освящения Святых Даров заменено православным.

«Воумление» не было напечатано. Патриарх Иоаким скончался в 1690 году. Его преемнику – патриарху Адриану (Адриан – 10-й патриарх и последний перед Синодальным периодом, родился в 1627 г., с 1690 г. патриарх, скончался в 1700 г., автор грамоты о бороде: «бритые подобны котам и псам»), «случися святейшему патриарху тяжёлая и долговременная болезнь… и тако оста написание сие никим свидетельствовано» (Рукопись Московской Синодальной библиотеки № 433).

В служебнике 1699 г. появилось «Учительное известие».

«Учительное известие» есть повторение евхаристических статей требника Петра Могилы, иногда с большими сокращениями; нечто дополнено, например, правило приготовления мирян ко причащению, запрещение служить в раздраных одеждах, служить «на память» без служебника.

«Учительное известие», напечатанное в первый раз в служебнике 1699 г., было перепечатано в изданиях служебника 1705 г. и 1717 г.

В служебнике 1723 года «Учительного известия» нет, так как Святейший Синод нашёл, что редакция «Учительного известия» требует тщательного пересмотра, и потому постановил «до времени «Известия» при служебниках не печатать». Но в служебниках с 1734 года оно вновь появилось без изменения с прошлым изданием и с тех пор перепечатывалось во всех изданиях до 1917 года; изменялись только грамматические формы, но содержание оставалось неизменным. Напечатано «Учительное известие» и в современных изданиях служебника.

Содержание «Учительного известия»

По своему содержанию «Учительное известие» есть свод правил, выработанных на основании Апостольских и отеческих постановлений и обычаев церковной практики по вопросам о Евхаристии.

О месте совершения Евхаристии

«Евхаристия, кроме посвященнаго храма, нигдеже творится».

Это указание согласно с 58-м правилом Лаодикийского собора: «Не подобает епископам или пресвитерам совершать приношение в домах», но упускает 31 правило VI Вселенского собора: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крестящие в молитвенных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа».

О храме и Антиминсе

«Храм святый да будет посвящен от самаго архиерея или в той прислан Антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший».

По древнегреческой и русской церковной практике, Антиминсы полагались лишь на престолы, не освящённые епископом, освящённые же не имели их. Впоследствии Антиминсы стали посылаться во все церкви, как освящённые епископом, так и неосвящённые. В греческой церкви этот обычай восходит к половине 13-го века, в Русской он утверждён собором 1667 г. Но «Учительное известие», опустив постановление собора 1667 г., воспроизвело прежнюю практику, так как руководствовалось Требником Петра Могилы, изданным в Киеве в 1645 году.

О священных одеждах

«Одеяния священная иерей да имеет по установленному богопреданному чину: стихарь, епитрахилий, нарукавницы, пояс, фелонь. Диакон же – стихарь, нарукавницы и орарь. И Божественные литургии без сего служити иерею и диакону отнюдъ не подобает».

Служения Литургии в полном облачении требовали и Стоглавый собор 1551 г. и славянские служебники 15-16 вв.

Необходимые условия для совершения Таинства Евхаристии

1.  Хиротонисанный иерей от архиерея,

2.  намерение и волю священнику имети крепко к совершению Тайны Тела и Крове Господни,

3.  вещь Тайне сей приличная: просфоры муки чистыя пшеничныя, квасныя, пять, и вино виноградное,

4.  совершение сея Тайны молитвою и словесы, с благословением руки иереевы: “и сотвори убо…”

К пункту 2-му: смысл слов «намерение и волю священнику имети крепко…» раскрывается из следующих: … «аще кто дерзнет служити тако просто, или помрачен от многого пьянства, мало что весть еже деет…»

К пункту 3-му: главное внимание должно быть на словах «вещь Тайне сей приличная…» При тяжёлых гражданских обстоятельствах, когда не было возможности достать кагора, архиереи допускали употребление другого вина, похожего по цвету и вкусу на кагор (водка и наливка никогда не допускались).

О приготовлении к Таинству Евхаристии

«Како подобает предуготовляти себе к достойному служению Божественныя литургии и причащению Божественных Христовых Таин».

«Тайна Святыя Евхаристии никогдаже освятится от мирянина, иподиакона и диакона – только от правильного иерея».

Это указание основывается на следующих канонических правилах:

18 правило I Вселенского собора: «…ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносити [разумеется - диаконы] преподавали приносящим [т.е. пресвитерам] Тело Христово».

Похожие материалы

Информация о работе