Учительное известие при служебнике: Учебное пособие по «Практическому руководству для пастырей», страница 7

Священник должен строго следить за собой во всех вышеперечисленных случаях со Святыми Дарами и, если что произойдёт от его невнимания и рассеянности, - «должен усердно плакати такового ради случая».

Священник должен доводить о каждом несчастном случае со Святыми Дарами до сведения епархиального архиерея.

Что должен делать священник,
если по причащении у него тотчас начнётся рвота

«Аще по причащении Святых Таин, абие приключится иерею изблевати - блевотины да сберутся в льняные сгребения (платок) и в чистый сосуд да вложатся и сохранятся, дондеже добре изсохнут, и тогда в текущую реку да измещутся, или на плинфе, или на чистом камени да сожгутся, такожде и земля, на нейже падоша, да собрана и сожжена будет, пепел … в реку да измещется».

Предусматриваемый «Учительным Известием» случай отмечен и решён также древне-русским епископом Нифонтом, ещё раньше Никифором Студитом, Иоанном Постником (см. 144-ю статью Номоканона).

О надлежащем принятии Тела и Крови Христовой во время причащения

Аще священник имеет «косматы усы, пред причащением добре тыя да управит», чтобы не омочить их в Божественней Крови, а по причащении «усты своими добре да осмоктает оныя, потом же покровцем да отрет».

«Егда иерей служай возлагает на длань своей десницы Божественное Тело, или в соборе от начальствующаго приемлет (т.е. от архиерея) «никакоже десницею да стесняет [не сжимает в руке] и, поддерживая левой рукой (шуйцей), правую, не над главою, но над Святым престолом держит его (из предосторожности, чтобы частица не выпала) и, преклонь главу, благоговейно, со страхом и верой взирая на Божественное Тело, обычныя молитвы да глаголет и причастится».

По причащении же добре (внимательно) да соглядит (осмотрит) длань своей десницы, и аще крупица кая от меньших осталась, и сию языком во уста да возмет, и добре да излижет длань, посем же взем антиминсную губу, да отрет длань добре над дискосом, также и илитон».

Предписание брать частицу левой рукой в длань правой встречается уже у святителя Кирилла Иерусалимского, в Львовском служебнике 1648 г. и в Киевском 1653 г.

«Причастився от Святыя чаши Божественныя Крове, иерей уста своя добре да изсет и языком излижет, посем же и губою антиминсною (теперь – шёлковым платом, предназначенным только для причащения священнослужителей) да отрет уста свои. Затем добре край Святыя чаши да изссет (отрет), да не останется на брезе Крове Божественныя, посеем же губою да отрет край».

Аналогичные предписания содержатся в служебниках XVII века: Львовском – 1646 г.; Киевском – 1653 г. и Московском – 1651 г.

Что должен делать священник, если во время совершения им Литургии
враги нападут на церковь, или церковь загорится,
или будет разрушаться и его жизни будет угрожать опасность

«Аще служащу иерею, нападут врази, еретицы, или убийцы, и служба никакоже совершитися возможет – да потребит святая (заготовленные святые Дары), во еже не остатися им в поругание и попрание скверным убийцам, сам же да избегнет (пусть спасается), если может. Если же не отступит - лучше сотворит, ибо, аще убиен будет, мученический венец приимет».

 «Аще служащу иерею, церковь возгорится или от бури, или иныя причины верх пáстися начнет (крыша начнет падать), сохранно со Антиминсом да возмет Святая (Святые Дары), и да изыдет из церкве и на инем месте честнем, на том же Антиминсе да совершит Божественную службу, начен (начав) от места, егоже исходя, преста».

Об обязанности приходского иерея служить Божественную Литургию в субботы, воскресенья и в каждый великий праздник

«… да весть приходский иерей, что в кийждо великий праздник, в неделю, к сим же и в куюждо субботу должен есть литургисати, под смертным грехом».

Как видно из книги Деяний (Деян. 20, 7-8), обычай совершать Евхаристию в воскресный день восходит к апостольским временам.

О Евхаристии в воскресный день упоминается в памятниках II-го века: в письме Плиния Младшего к императору Траяну, в I-ой апологии Иустина мученника и в Учении 12-ти апостолов – памятнике конца I-го – начала II-го века.

С III-го века развивается чествование субботы. «Субботу и день Господень празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а этот воскресения». Лаодикийский собор (381 г.) запрещает совершение полных Литургий в Четыредесятницу, за исключением суббот и воскресений (49-е правило). Свт. Тимофей, епископ Александрийский, в 13-м правиле пишет: «в день субботний и воскресный приносится Господу духовная жертва».

Об обычае служить в день на одном престоле только одну Литургию

«Да весть и сие, яко едину точию на день Литургию, на единем Престоле должен есть иерей совершити: сия бо единость Святыя жертвы знаменует едину смерть Христову, юже единою нас ради подъят, и едину страсть Его, юже единою о нас претерпе».

В памятниках древнерусской литературы, основывающихся на греческой традиции, обычай совершать на одном престоле в один день несколько Литургий причисляется к латинским заблуждениям.

Обязанности священнослужителя по отношению
к Святым Дарам и священным сосудам после приобщения и Литургии

«Абие по причастии Божественных Таин (по причащении мирян) должен есть иерей или диакон (где какой обычай) останок Божественнаго Тела всыпати от дискоса во Святую чашу со всяким вниманием, яко да нигде что-либо, аще и от меньших крупиц, упадет или останется. И сего ради добре губою антиминсною дискос да отрен над Святою чашею, добре соглядая, да не останется на нем что. Такожде и на Антиминсе или литоне (илитоне) губою (губкой), аще что есть, собрав вкупе на дискосе (удобнее на маленькой тарелочке) да всыплет во Святую чашу и также добре да соглядает, еже ничему же остатися на нем».

«Сице убо должен есть иерей всегда на всякой Литургии творити». Под смертным грехом и извержением запрещается «Антиминс или литон над огнем истрясати» (вытряхивать, стряхивать), ибо на нем (Антиминсе или илитоне) ничего другого не может быть, кроме крупиц Божественного Тела, оставшихся по нерадению иерея.

О потреблении Святых Даров

Потребление останков Святых Даров должно происходить по совершении Литургии, а не до конца Литургии.

«По совершении же Божественней службы, в потреблении останков Святых Таин на жертвеннике, всякое опасение имети подобает иерею, еже ничесому, аще и от меньших крупиц или каплей, остатися во Святой чаши. Сего убо ради не единощи точию, но и вторицею и третицею, чашу исполоскав, да испиет, потом же губою, или платом на сие устроенным, отрет, губу же или той плат во святей Чаши да оставит».