РПЦ в годы безбожной советской власти. Жизненный путь В.Ф.Войно-Ясенецкого. Миссионерское служение святителя Луки

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Содержание работы

План

1  Введение. РПЦ в годы безбожной советской власти.

2  Библиография.

3  Жизненный путь В.Ф.Войно-Ясенецкого до вступления на священническое служение.

4  Миссионерское служение святителя Луки:

4.1  Публичные выступления и проповеди;

4.2  Медицинская практика;

4.3  Научные публикации;

4.4  Служение в заключении и ссылках.

5  Отношение Войно-Ясенецкого к властям.

6  Значение подвига святителя Луки

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), «был замечательным врачом, и мог бы до конца жизни с совершенно чистой совестью нести это служение страждущему человечеству. Но он по­чув­ство­вал призвание к еще более высокому служению, и в самые страшные для Цер­кви годы он принимает священство, а вскоре и епископский сан» [2, с.3]. На его долю вы­па­ло жить в труднейшее для Русской Православной Церкви время. Ему дове­лось пережить все испытания, выпавшие на долю русских православных ар­хи­ереев первой половины XX века: тюрьмы, лагеря, ссылки, пыт­ки. И где бы он ни был – в тюрьме, на преподавательской кафедре, за опе­рационным сто­лом – он являлся носителем слова Божия, не только сло­вом, но и всей своей жизнью, неся свет православной веры людям, совершая свое миссионерское служение. Ибо сам Господь Иисус Христос сказал сво­им последователям: «Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы ви­де­ли ва­ши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф. 5; 16)

О тяжелейшем состоянии, в котором находилась Русская Православная Церковь в годы безбожной коммунистической власти, святитель Лука гово­рил такими возвышенными, но очень красноречивыми словами: «О Мать моя, поруганная, презираемая Мать, Святая Церковь Хрис­то­ва! Ты сияла све­том правды и любви, а ныне что с тобой? Тысячи и тысячи храмов твоих по всему лицу земли Русской разрушены и уничтожены, а дру­гие осквернены, а другие обращены в овощные хранилища, заселены не­ве­ру­ю­щими, и только немногие сохранились. На местах прекрасных кафедраль­ных соборов – глад­ко вымощенные пустые площадки или театры и кине­ма­то­графы. О Мать моя, Святая Церковь!...» [1, с.3].

Этими словами начинают издатели автобиографии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) предисловие к своей книге. Свои воспоминания архие­пис­коп Лука, будучи уже практически слепым, продиктовал секретарю Е.П. Лейкфельд в 1958 году в Симферополе примерно за три года до своей кон­чины. Синодальной библиотекой рукопись была предоставлена издательству им. свт. Игнатия Ставропольского. Воспоминания написаны ярким, жи­вым языком. Автор доносит до читателя свои чувства, свои переживания о судь­бах России и Церкви.

В примечаниях к автобиографии, составляющих по объёму большую часть рассматриваемого издания, но дополняющих повествование самого свя­тителя многими интересными и значительными фактами, редакция поль­зо­ва­лась книгой М. Попов­с­ко­го «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архие­писко­па и хирурга», вышед­шей в издательстве YMKA-PRESS в Париже в 1979 г. «Хотя автор книги, по всей видимости, человек далекий от религии и Церкви, многие приведенные им документы уникальны» [1, с.8].

В 1997 г. в издательстве ПСТБИ вышла Книга «Дух, душа и тело», яв­ля­ющаяся аполо­ге­­ти­ческим трудом Архиепископа Луки. Владыка Лука все­ми силами пытался «бо­роться за души тех, кто был далек от Церкви» [2, с.3]. В этой работе Ар­хи­епископ рассматривает теорию высшей нервной деятель­ности академика И. Павлова, объявленную в СССР лучшим достижением ма­териализма.

В 2003 году издательством Симферопольской и Крымской епархии в трёх томах были изданы проповеди архиепископа Луки, записанные при его жизни благочестивыми прихожанами. Еще при жизни свя­тителя чиновники из отдела по делам религии предлагали издать неко­то­рые из его проповедей при условии, что из них будут изъяты все обличения безбожия. Архиепископ Лука с негодованием отказался. Лишь отдельные слова с сокращениями пуб­ликовались в "Журнале Московской Патриархии".

Перу доктора хирургии Войно-Ясенецкого принадлежит сорок два на­уч­ных труда. За основной свой труд – «Очерки гнойной хирургии», – вы­шед­ший тремя изданиями тиражом шестьдесят тысяч экземпляров, учёный в 1946 году был удостоен Сталинской премии.

«Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно, дворянин, православного ве­роисповедания, родился в 1877 г. (14 апреля) в г. Керчи..» – говорилось в би­ографии к диссертации В. Ф. Войно-Ясенецкого [1, с.93].

Его отец был католиком, «весьма набожным, (...) человеком удиви­тель­но чистой души… Мать усердно молилась дома, но в церковь, по-видимому, ни­когда не ходила [1, с.9]. Два его брата не были религиозными людьми. Мла­д­шая сестра стала прекрасным и очень благочестивым человеком. По при­зна­нию будущего святителя, религиозного воспитания в семье он не по­лу­чил, и религиозность усвоил, главным образом, от очень набожного отца.

Среднее образование юный Валентин получил в Кишиневской и Киев­ской гимназиях. Одновременно с гимназией он окончил Киевскую худо­же­с­т­венную школу. Юноша проявил немалые художественные способности и сна­­чала ре­шил поступать в Петербургскую Академию Художеств, но при­шел к вы­во­ду, что он «обязан заниматься тем, что полезно для страдающих лю­дей… быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным лю­дям» [1, с.10, 16] и поступить на медицинский факультет. Так как все ва­кан­сии уже были за­ня­ты, а интерес у юноши был к наукам гуманитарным – к бо­­го­словию, фило­со­фии и ис­то­рии – он поступает на юридический фа­куль­тет. Через год в Мюн­хене он поступает в частную художественную школу, но уже через три недели воз­вращается в Киев и еще год усиленно занимается живописью.

В это время, как вспоминает святитель Лука, впервые проявилась его ре­лигиозность. «Я каждый день… ездил в Киево-Печерскую Лавру, часто бы­вал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки того, что ви­дел...» [1, с.11]. Тогда же он увлекся этическим учением Льва Толстого и стал, по его признанию, «завзятым толстовцем: спал на полу на ковре, а ле­том, уезжая на дачу, косил траву и рожь вместе с крестьянами,..» [1, с.11]. Од­нако, прочитанное им сочинение Толстова «В чем моя вера», резко от­тол­к­­ну­вшее будущего исповедника «издевательством над православной верой».

Интересно воспоминание святителя Луки о первом прочтении эпизода еван­гелия, в котором Господь Иисус Христос, ука­зывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9,37). «У меня, – признается Архиепископ, – буквально дрогнуло сердце, я мол­ча вос­кликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!» Позже, (...) ког­да Гос­подь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот еван­­ге­ль­ский текст был первым призывом Божиим на служение Ему» [1, с.13].

Похожие материалы

Информация о работе