Рационализм в философии Нового времени. Отношение Гегеля к предшествующей философии. Современный экзистенциализм и его основные представления, страница 2

Между отдельными представителями экзистенциализма существуют глу­бокие, существенные различия. Однако можно выделить следующие об­щие отличительные признаки различ­ных течений философии существования:

а) Все направления исходят из так называемого «экзистенциального» пе­реживания, которое, правда, у разных мыслителей выглядит по-разному.

б) Главным предметом исследования для экзистенциалистов является так называемая «экзистенция» (Existenz - существование). Речь идет о специ­фи­ческом способе бытия человека. Толь­ко человек обладает экзистенцией, или он и есть экзистенция. Сущность человека – есть его экзистенция или сле­ду­ет после неё. Человека эк­зистенциалисты чаще называют «Dasein» – тут-бытие, присутствие, «экзис­тен­ция», «Я», «бытие-для-себя».

в) Экзистенция понимается актуалистически. Она создает сама себя в свободе, становится. Она есть проект. Экзистенция совпадает с временнос­тью.

Можно выделить три характеристики реальности, указываемые экзис­тен­циалистами:

1)  центральное положение экзистенции, как способа бытия такого конечно­го сущего, как человек;

2)  экзистенция соотносится с трансценденцией бытия;

3)  возможность, как образующий принцип экзистенции.

Экзистенция указывает на конечность существования, она есть возмож­ность, «быть». Экзистенция – не сущность, не что-то, предопределенное от природы и неизменное. Человек для экзистенциализма – конечное существо, «заброшенное в мир». Это не объект, иллюстрирующий теорию, не момент всепостигающего Разума, не выводится из Системы. Человек есть то, чем он решил быть. Его существова­ние – неопределенная проблематичность, риск, решимость, шаг вперед.

г) Экзистенциалисты рассматривают человека, как чистую субъек­тив­ность, которая понимается в творческом смысле: человек свободно создает себя самого, он есть его свобода.

д) Но человек не замкнут в самом себе – он существенным образом свя­зан с миром и с другими людьми. С одной стороны, человеческая экзис­тен­ция предстает, как включенная в мир и человек всегда связан с определенной ситуацией, а с другой стороны, существует особая связь между людьми, ко­то­рая, как ситуация, образует собственное бытие экзистенции.

е) Все экзистенциалисты отвергают разделение на субъект и объект и отрицают интеллектуальное познание в философии. Разум не дает подлинно­го познания – действительность должна переживаться зачастую через страх, испытываемый человеком, сознающим свою конечность и хрупкость своего положения в мире.

Жан-Поль Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» класси­Хайдеггерфи­цировал всех философов-экзистенциалистов. Эта клас­си­фи­кация получила признание, так как она помогает ответить на некоторые вопросы.

1) Атеистический экзистенциализм. Основные его представители:

Мартин Хайдеггер (1889-1976) был послушником у ие­зуитов. Учился, защитив диплом у Риккерта. Под руковод­с­т­вом Гуссерля защитил диссертацию об учении о категориях Дунса Скотта (1916). Приглашен в качестве профессора в Мар­бург. В 1927 г. издает первую часть своего важнейшего труда – «Бытие и время». С 1928 г. он продолжил свою педа­гоги­чес­кую деятельность во Фрейбурге.

В начале 1930-х годов происходит «поворот» в философ­с­твовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти путем осмы­сле­ния бытия как истины. Мысль в его лекционных курсах «О существе чело­ве­чес­кой свободы» (1930), «Бытие и истина» (1933-34) движется вокруг «истинс­т­во­вания» человека в «просвете свободы».

В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше, Хайдеггер исследует явление «нигилизма», как упущение онтологической разницы меж­ду бытием и сущим, ведущее к бессмысленному покорению земли в борьбе за мировое господство, в конечном счете, к её опустошению. Он обращается к поэзии и искусству, как «хранителям бытия» и «собеседникам» философии. Французской оккупационной администрацией в 1945 г. он был лишен права преподавания. В дальнейшем было прочитано лишь несколько курсов и се­ми­наров.

Отдельные темы и приемы его мысли разрабатывают как его ученики (Х. Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него фило­софы (Сартр, Ж. Деррида). Современная этика, политология, богословие и в том числе православное (Х. Яннарас), публицистика проникнуты идеями Хай­деггера. Важность его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес.

СартрЖан-Поль Сартр (1905-1980) своей славой в нефи­ло­софских кругах обязан своим блестящим романам и пье­сам. Но он автор ряда строго философ­ских трудов, из кото­рых самым содержательным, но трудным можно на­звать «Бы­тие и ничто. Опыт феноменологической онто­ло­гии» (1943). Философия Сартра в явной зависимости от Хайдег­гера. Сре­­ди всех философов он единственный от­к­рыто признает себя экзис­тен­циалис­том и является самым близким к фило­со­фии бытия. Его система стро­ится строго логично, рационалистично. В боль­шей степени его интересы лежат в области антропологии, основываю­щей­ся на онтологии. Его мысль вра­щается вокруг теологических проблем, ате­исти­чески истолкованных.

К этому направлению так же относятся Альбер Камю (1913–1960) и Морис Мерло-Понти (1908–1961).

2) Религиозный экзистенциализм. Среди последователей этого направ­ления:

Карл Ясперс (1883–1969) – немецкий философ, психи­атр. Основные его труды: «Философия» (1932), «Истоки и цель истории» (1949), «Великие философы» (1957). Важнейшую за­да­чу философии усматривал в раскрытии «шиф­ров бытия» – раз­личных выражений трансценденции (не­постижимого абсо­лю­тного предела бытия и мышления). Соот­несенность экзис­тен­ции с трансценденцией видится чело­веком в ситуациях, на­зы­ваемых пограничными (страдание, борьба, смерть).

МарсельГабриеля Марселя (1889–1973) – французский философ, драматург и литературный критик. Его можно назвать осново­по­ложником католического экзистенциализма. Для его фило­со­фии характерно противопоставление двух понятий – про­б­ле­мы (характеризует «мир объективности») и таинства (опи­сы­­вается сферой «существования»). Подлинный мир бытия противостоит неподлинно­му миру об­ла­дания. «Таинство» (ин­ту­итивное постижение) противополагается «проблеме» (раци­о­нальному по­з­на­нию).

К началу 10-х годов XX века относятся написанные в эк­зистенциа­лист­с­ком ключе работы русских философов Нико­лая Бердяева (1874–1948) и Льва Шестова (1866–1938). Однако сами себя они экзистенциалистами не считали.

Среди испанских мыслителей выделяются относящийся к предшествен­никам экзистенциализма Мигель де Унамуно (1864–1936) и Ортега-и-Гасет (1883–1955). Наиболее видным представителем экзистенциализма в Италии является Никколо Аббаньяно (1901–1977).

 «Осуществляя свои исследования на са­мых разных материалах, экзис­тен­циалисты предложили оригинальные и масштабные варианты онтологии и ант­ропологии, концепции истории и методологии ее позна­ния, они оста­ви­ли большое количество социально-поли­тических работ и исследований в об­ласти истории фило­софии, литературы, искусства, языка и др. Философские и методологические достижения экзистенциализма не ушли в прошлое (…) Бу­дущая философия (…) уже не сможет двигаться, не учитывая пространст­во, контуры которого и основные пунктиры движения (…) в котором наме­чены экзистенциализмом» [1, с.1307].

Литература

1.  История философии. Энциклопедия. Интерпрессервис, Книжный Дом, Минск, 2002. (A.A. Грицанов, В.И. Овчаренко)

2.  Лега В.П. Современная западная философия. Лекции. ПСТБИ, М., 1999.

3.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Перевод С. Мальцевой. ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1997.

4.  Бохенский Ю.М. Современная европейская философия.

5.  Зотов, Мельвиль. История западной философии. Учебное пособие.


Вопросы:

1.  Рационализм в философии Нового времени.

2.  Отношение Гегеля к предшествующей философии.

3.  Современный экзистенциализм и его основные представления.

Оценка – 3

Первый вопрос не раскрыт. От вас требовались персоналии, а не обзор вообще.

Почему такая разница в качестве между рефератом и контрольной?