Ранние реформационные движения средневековья. «Реформаторы до реформации». Соборное движение XV в. Учение реформации о Церкви и царственном священстве верных

Страницы работы

Содержание работы

1. Основные [L.D.1] постулаты реформации проявились в богословских спорах предшествующих ей столетий.

v Евхаристический спор IX – XI веков, вызванный сочинением монаха Пас­халия Радберта, вышедшим в 831 г., чей взгляд отличало излишнее ма­териальное восприятие пресуществления Святых Даров. В ответной поле­ми­ке Ратрамн уклонился в противоположную крайность, отвлеченно по­ни­мая Евхаристию. В XI в. Беренгарий Турский, развивая эту мысль, ут­вер­ждал, что прославленное тело Спасителя вознесено на небо, а, сле­до­ва­тельно, причащаться его можно только духовно. Это учение было осуж­де­но несколькими соборами того же столетия, но продолжало существовать до сер. XII в. и продолжало развиваться в богословско-философской тра­ди­ции номинализма, в значительной степени подготовившей почву для ре­формации.

v Учение о предопределении начало развиваться в сер. IX в. Монахом Готшальком этот взгляд, основанный на учении блаж.Августина, был чёт­ко изложен в учении о двойном предопределении. Но если блаж.Августин говорил только о предопределении к вечному спасению и признавал лишь «некоторое попущение Божие к осуждению грешников» [1, с.32], то Гот­шальк довёл его понимание до логического завершения, утверждая пред­определение праведников ко спасению, а грешников к осуждению.

Представители некоторых умеренных движений, критикуя духовенство и основные отрицатель­ные моменты в церковной жизни, полагали, что этим они способствуют обновлению Церкви и оставались в её лоне. Предста­вите­ли других – ра­ди­кально-экстремистских – движений порывали с католичес­кой Церковью, создавая новые церковные организации.

v Движение Вальщенсов в XII – XIII вв., получившее свое начало и наз­ва­ние от Петра Вальда, или Вальдуса, богатого лионского гражданина, ох­ва­тило почти всю Европу.

Ø Евангелие было переведено на их старинный простонародный язык – смесь французского с итальянским. Их обострённый интерес к Свя­щен­ному Писанию и утверждение “Sola Skriptura” “Только Писание” вы­з­вано жаждой слышания Слова Бо­жия в католической Церкви.

Ø Идея о невидимой Церкви, впоследствии развитая Лютером, своими корнями уходит в представления блаж.Августина, который понимал не­видимую Церковь, как собрание предназначенных благодатью ко спа­сению в отличии от массы членов видимой Церкви.

Ø Некоторые черты учения реформации видны во взглядах Вальденсов в отрицании почитания Богородицы, святых и икон, а так же в уче­нии только о двух Таинствах – Крещении и Евхаристии.

v Апостолики, или апостольские братья, – общее название сект, протес­то­вав­ших против омирщения церкви и проповедующих возвращение к апо­с­тольской простоте. В XIII в. такая секта была основана Герардом Сего­рел­ли в Италии. Его преемник Дольчино выступил с апо­ка­лип­сическими про­ро­чествами против римской церкви. Герард и Дольчино были сожжены на костре, а секта апостоликов существовала в Ломбардии и Южной Фран­ции до 1368 года.

v Самым массовым в XII в. было движение катаров (от греч καθαρος – чис­тый). «Учение катаров уходило корнями в древнейшие дуалистические ре­лигии Востока…» [2, с.58].

Ø Отрицали государство, как таковое и его власть.

Ø Отрицали Цер­ковь, её догматику, культы, иерархию.

Пороки и заблуждения, царившие в Западной Церкви вызывали понят­ное недовольство. Это побуждало некоторых мыслящих людей средневе­ко­вья, которых принято теперь называть «реформаторами до реформации» раз­вивать взгляды, явно выходящие за рамки католического вероучения и поло­женые в основу протестантского вероучения.

v Джон Виклиф (1320 – 1384). Английский богослов 2-й пол. XIV в. пере­ведший Библию на свой родной язык. Его учение было осуждено собором 1382 г. но сыграло важную роль в развитии протестантизма. Сам он избе­жал казни, пользуясь поддержкой светской власти. Его идеи стройно изло­жены в книгах «О Божественной власти» и «О светской власти».

Ø Не признаёт пресуществления хлеба и вина в таинстве Евхаристии и из­лагает еретическое учение о соприсутствии Тела и Крови Христовых в Святых Дарах.

Ø Развивает учение о предопределении.

Ø Чётко обосновывает принцип Sola Skriptura.

Ø Критикует церковную иерархию и значительно расширяет церковные права светской власти.

v Ян Гус (1369 – 1415) – священник, професор, ректор Пражского универ­си­­тета, возглавивший оппозиционное католической Церкви движение в Че­хии. Перевёл Библию на чешский язык. За поддержку идей Виклифа был отлучён от Церкви. Приговорён к публичному сожжению.

Ø Выступал против церковной собственности.

Ø Индульгенции называл «поруганием евангельской благодати» [1, с.33].

v Иероним Савонарола – монах-доминиканец, строгий обличитель высшей церковной власти, не отступавший, однако, от традицион­но­го католичес­кого вероучения. Был отлучён от Церкви и казнён в 1398 г., но впослед­с­т­вии оправдан и причислен Западной Церковью к лику святых.

Иерархи Католической Церкви прекрасно осознавали нависшую опас­ность раскола. Попытки его предотвращения связаны с рядом церковных Со­боров, получивших название Соборного движения.

Ряд положений, ставших основополагающими в соборном движении, вы­сказал в XIV в. схоласт Уильям Оккам в своей книге «Восемь вопросов о пап­ской власти»:

ü решительно критиковал папский абсолютизм, доказывая, что этому нет ос­нования ни в божественном праве, ни в Свящ. Писании;

ü полностью отрицал светскую власть духовенства;

ü отрицал право духовенства и Церкви на владение имуществом;

ü духовенство подлежит светской власти;

ü возникающие в Церкви разногласия должны решаться не папским судом, а церковным Собором.

Большое значение в соборном движении играла парижская бого­слов­ская школа.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Сектоведение
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
55 Kb
Скачали:
0