Присоединение к церкви. Хиротония и хиротесия. Препятствия к священству (физические и социальные). Понятие диаспоры. Канонические проблемы. Равенство поместных церквей

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1. Существует три чина воссоединения с Православной Церковью.

·  Через Таинство Крещения в Церковь принимаются:

o  Язычники, магометане, евреи;

o  Крайние еретики – павликиане, евномиане, савелиане, монтанисты, а так же сектанты крайнего толка – молокане, духоборы, иеговисты .

Путь присоединения к Церкви открыт для тех, кто уже однажды принял Таинство Крещения, но пребывает вне Православия

·  Через Миропомазание в Церковь вводятся старообрядцы, англикане и про­тестанты, а так же македониане, новациане, ариане, аполинариане;

·  Через Покаяние – в современной практике Русской Церкви принимаются ка­толики, а так же несториане и монофизиты.

2. Хиротония рукоположение– является основным актом поставления высших клириков – священнослужителей – на священные степени. Для дейст­вительности совершаемого рукоположения безусловно требу­ет­ся:

1.  чтобы совершающий его епископ:

v был православным;

v был поставлен иерархией, сохранившей апостольское преемство и веру в основные догматы;

v находился у церковной власти.

2.  совершение его в алтаре в храме;

3.  совершение при молящемся народе, призванном свидетельство­вать о досто­инстве рукополагаемого;

4.  чтобы поставляемый возводился последовательно от низших степеней к выс­шим, ни одну не пропуская;

5.  чтобы поставление было связано с назначением на определённое место слу­жения.

Недействительным, согласно 29-му апостольскому правилу, считается ру­коположение, совершенное за деньги - симония

Рукоположение в епископскую степень совершается собором архиереев. Недействительным считается архиерейское поставление на место законно зани­мающего кафедру епископа. Согласно 30-му апостольскому правилу, извер­же­нию и отлучению подлежат епископы, получившие сан через мирских началь­ни­ков.

Низшие клирики – церковнослужители – (чтецы, певцы и иподиаконы) поставляются на служение посредством хиротесииепископского руково­зл­о­жения – совершающейся вне алтаря в храме. По чину хиротесии могут присва­иваться и степени правительственной иерархии в Церкви.

В монастырях чин хи­ротесии может совершаться их наместниками – игу­ме­нами и архимандритами.

Действительные хиротония и хиротесия неповторимы.

3. «Священнослужители являются духовными руководителями и настав­ни­ками народа Божия… Необходимо, чтобы кандидаты в священство отвечали определённым требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит пре­пятствием к священству» [1, с.156]. Все существующие препятствия к священ­но­служению можно разделить на следующие группы:

1.  Препятствия физического характера,

a.  связанные с возрастом ставленника:

ü согласно действующему Уставу РПЦ кандидат в диакона и пре­сви­те­ра должен достичь гражданского совершеннолетия – 18 лет, а кан­дидат во епископа должен быть не моложе 30 лет;

b.  связанные с состоянием здоровья или телесными недостатками канди­дата, затрудняющими священнослужение:

ü безусловно, принадлежность к женскому полу;

ü глухота, слепота, серьезная болезнь рук и ног или их отсутствие;

ü неизлечимые душевные болезни;

ü добровольно оскопившие себя;

2.  препятствия социального характера,

a.  касающиеся семейного положения ставленника:

ü брак для кандидата во епископы;

ü второбрачные (по св.Крещении);

ü полигамный брак;

ü пассивная бигамия (брак на вдове или разведённой женщине);

ü сожительство с облеченной в прелюбодеянии женой;

ü брак с неправославными женами, с близкими родственницами;

b.  касающиеся его обязанностей перед государством, несовместимых со священнослужением:

ü действительная воинская служба или дела государственного управ­ления;

ü лишение свободы по судебным приговорам (в прежние времена так же рабство и крепостное состояние);

c.  относящиеся к общественной репутации ставленника:

ü профессии, считающиеся не достаточно почётными в обществе (рос­товщик, актёр, хозяин игорного дома и пр.);

4. С первых веков существования христианской Церкви сложилось её ад­ми­­нистративное устройство, основанное на территориальном, а не Националь­ном принципе. Диа­с­по­рой (от греч. рассеяние) называется часть народа (эт­ни­ческая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исто­ри­чес­кой родины. В странах, где православные христиане рассеяны между ино­славными или иноверцами, на одной территории могут существовать при­хо­ды и даже епархии, находящиеся в юрисдикции разных Поместных Церквей.

Диаспора явля­ет­ся наиболее серьезным отступлением от терри­то­риаль­но­го принципа деления Церкви, но при нормальном развитии церковной жизни должна носить временный характер.

При разрешении вопроса о разграничении юрисдикции поместных цер­к­вей в диаспорах следует учитывать два основных момента, упомянутых в пра­вилах Карфагенского Собора:

ü территориальная близость;

ü воля самого православного народа.

5. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокуп­ность нескольких епископий, и имеет органы своего единства, наделённые ад­ми­­нистративной властью, возвышающейся над властью отдельных епископов. Высшая церковная власть представляет собой орган общения Церкви со вселен­ской Церковью.

Все поместные Церкви и их Первоиерархи равны между собой. Но на деле Римские, Александрийские и Антиохийские патриархи уже в древности усвоили себе титул пап. Римские папы уже с VI в. претендуют на власть над всей Все­лен­ской Церковью, обосновывая свои претензии мнимым главенством Перво­вер­ховного апо­стола Петра и его епископством в Риме. Постепенно западные Церкви оказались под властью Римских пап.

Исторически сложившееся первенство в Восточной Церкви Константино­польского патриарха, ещё более возросшее с падением столицы империи в 1453 г., никогда не доходило до крайностей и имеет, скорее, духовное значение.

6. Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917 – 1918 годах, упразднил «канонически ущербную и окончательно изжившую се­бя синодальную систему церковного управления» и восстановил патриаршес­т­во [1, с.244].

4 ноября 1917 г. большинством голосов было принято краткое опреде­ле­ние Собора, позднее расширенное более полными определениями, каса­ющи­ми­ся высшего церковного управления:

1.  «В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, ад­ми­нистративная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определённые сроки созываемому, в составе епис­копов, клириков и мирян.

2.  Восстанавливается Патриаршество и управление церковное возглавляется Патриархом.

3.  Патриарх является первым между равными ему епископами.

4.  Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору» [1, с 247].

В определении «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Москов­ского и всея России» Собор наделил предстоятеля Церкви правами, соо­тветст­вен­­но каноническим нормам (34-е Апостольское прав., 9-е прав. Антиохийского со­бо­ра и др.). Патриарх является архиереем патриаршей области, составляющей Московскую епархию и ставропигиальные монастыри.

Определением о порядке избрания Патриарха устанавливался по­ря­док из­брания, в основном аналогичный проведённому на самом Соборе. В слу­чае ос­во­бождения патриаршего престола предписывалось немедленное избра­ние его Местоблюстителя.

Похожие материалы

Информация о работе