Присоединение к церкви. Хиротония и хиротесия. Препятствия к священству (физические и социальные). Понятие диаспоры. Канонические проблемы. Равенство поместных церквей, страница 2

Собором было образовано два органа коллегиального управления Цер­ковью на период между соборами, их состав и порядок избрания в них. «К ком­петенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, веро­учитель­ного, канонического и литургического характера» [1, с.249]. В ведение Выс­ше­го Церковного Совета были переданы дела церковно-общественного порядка – административные, хозяйственные де­ла, вопросы просвещения. В ведение сов­местного присутствия органов высшего церковного управления были переданы особо важные вопросы, касающиеся защиты прав РПЦ, подготовки и проведе­ния Соборов, открытия новых епархий.

7. Препятствия к браку, связанные с кровным родством желающих всту­пить в него, относятся к числу условных, так как их наличие не влечёт за собой невозможности для данных лиц вступать в брак с кем бы то ни было.

Близость кровного родства измеряется степенями, которые устанав­ли­ва­ют­ся по числу рождений. Ряд степеней, следующих одна за другой, составляют родственную линию. Восходящей называется родственная линия, идущая от определённого лица к его предкам, а нисходящей – от предков к потомкам. Две прямые линии, идущие от одного родоначальника, могут быть связаны между собой боковыми линиями.

В христианской Церкви строго запрещались браки между лицами, связан­ными кровным родством по прямой линии (19-е апостольское правило). Запре­щались браки между двоюродными (4-я степень бокового родства) и трою­род­ными (6-я степень) братьями и сёстрами. Константинопольский Собор 1168 г. 7-й степени бокового кровного родства.

В России эти нормы не соблюдались буквально. Так, согласно указу Си­но­да от 1810 г. запрещались и подлежали расторжению браки, заключённые меж­ду лицами в 4-й степени бокового кровного родства.

Отношения свойства, возникающие из сближения двух родов через брак их членов, приравниваются к кровному родству и так же служат препятствием к браку. Для определения степени свойства складываются две родственные ли­нии с учётом того, что между мужем и женой, связывающими два рода, степени не существует. В соответствии с 54-м правилом Трулльского собора (691-692 гг.) указом Св.Синода от1810 г. и в России вводился запрет на браки между лицами, состоящими в 4-й степени бокового двухродного свойства. На возможность за­ключения бра­ка между лицами, состоящими в более высоких степенях свойства, влияет, как замечает проф. И.С. Бердников, не только «сравнительная величина степени, но и то соображение, чтобы в случае дозволения брака не последовало смешение родственных имён и отношений, то есть, чтобы старшие родствен­ни­ки не ока­за­лись бы… на месте младших, не поступили в родственное под­чине­ние к послед­ним» [1, с.351]. В случае трёхродного свойства, когда через два бра­ка соединяются три рода, как в древней Церкви, так и в России указами Св. Синода от 1841 и 1859 гг., безусловно запрещаются браки между лицами, со­сто­ящими в первой его степени (например, между отчимом и женой пасын­ка).

Фиктивное свойство, возникающее между родст­вен­никами об­ру­ченных лиц или уже разведённых супругов, так же является препятствием к браку, как и действительное свойство.

Препятствием к браку служит и наличие духовного родства, возникающе­го вследствие восприятия новокрещённого от купели Крещения. После того, как укоренилась практика иметь при крещении восприемника и восприемницу, был запрещен брак между ними. 53-е правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками и родителями воспринятых. Позднее препятствием к браку стало признаваться наличие духовного родства до 7-й степени, которое счи­та­лось только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей – только в первой. Указом Св. Синода РПЦ от 1810 г. отрицаются духовное родство между восприемником и воспринятым, а также детьми вос­при­емника и воспринятым.

В Русской Церкви усыновление детей совершалось в гражданском, а не церковном порядке и потому возникшее в его результате отношения граждан­с­ко­го родства формально не являлись препятствием к браку, в отличие от Гре­ческой Церкви. Но «уже простое нравственное чувство,  – как замечает проф. А.С. Павлов, – запрещает усыновителю вступать в брак с усыновлённой до­черью или усыновлённому сыну с матерью и дочерью усыновителя» [1, с.353].

8. В компетенцию церковного суда на Руси с древности входил чрез­вы­чай­но обширный круг дел, многие из которых, согласно византийскому зако­но­дательству, подлежали рассмотрению гражданских судов.

Вплоть до реформы Петра I, как действующим законом считались право­вые нормы уставов свв. кня­зей Владимира и Ярослава.

«…Церковному суду подлежали преступления против веры и Церкви: со­вер­ше­ние христианами языческих обрядов, волшебство, святотатство, оскверне­ние храмов и святынь; а по «Кормчей книге» – также богохульство, ересь, рас­кол, отступничество от веры» [1, с.389].

В своё исключительное ведение Церковь получила все дела, связанные с супружескими взаимоотношениями, а так же с отношениями между родителями и детьми.

В ведении Церкви находились дела, касающиеся права на наследство.

Рассмотрению святительских судов подлежали так же некоторые уголов­ные дела: некоторые случаи убийства (в кругу семьи или бесправных лиц), пре­ступления против общественной нравственности (блуд, изнасило­вание).

Все гражданские дела в отношении духовенства так же подлежали дейст­вию церковного суда. В случае, когда одной из сторон спора был миря­нин, на­значался смешанный суд. Но, зачастую, священнослужители сами искали кня­жес­ко­го, а позднее царского суда. Так называемыми несудимыми грамотами, вы­даваемыми правительством, ду­ховенство освобождалось от подсудности епар­хиальным архиереям по гражданским делам (отменены Стоглавым Со­бо­ром в 1551 г.). С 1649 г. все гражданские дела духовенства были переданы в ве­дение монастырского приказа, упраздненного, однако, вскоре после Собора 1667 г.

В целом, как отмечает проф. А.С Павлов, в древнем русском праве пре­о­б­ладал принцип, согласно которому юрисдикция Церкви определялась не столь­ко существом самих дел, сколько принадлежностью участвующих в них сторон к тому или иному со­словию.

Литература

.

1.  Цыпин В. Прот. Церковное право. Курс лекций. Круглый стол по рели­гиоз­но­му образованию в РПЦ. М. 1994.

2.  Каноны Православной Церкви. Ред. еп. Александр (Милаш). Свято-Троиц­кая Православная Миссия, USA, 2001.


Вопросы:

1.  Присоединение к церкви.

2.  Хиротония и хиротесия.

3.  Препятствия к священству: 1) физические; 2) социальные.

4.  Понятие диаспоры. Канонические проблемы. (+-)

5.  Равенство поместных церквей. (+-)

6.  Определения собора 1917 – 1918 гг. о высшем церковном управлении.

7.  Препятствия к браку, связанные с кровным родством.

8.  Церковный суд в допетровской России. (+-)

Оценка – 4.

Замечания:

1.  1-е предложение 4-го вопроса необходимо было объяснить.

2.  «Все поместные церкви и их первоиерархи равны между собой». Почему?

3.  К вопросу № 8 – Какими каноническими нормами регулировались?