Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии

Страницы работы

156 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Православный Свято-Тихоновский

Гуманитарный университет

иерей МИхаил Желтов

к оглавлению

 


Литургика          

Лекции, прочитанные студентам ДВГУ в 2002 г.

Содержание

1. Введение. 1

1.1. Понятие литургики. 1

2. Анализ библиографии. 3

2. Понятие о богослужении. 9

2.1. Учение о семи Таинствах. 12

2.2. Схема исторического развития богослужения Византийского обряда. 14

2.2.1. Основные компоненты богослужебной системы. 14

2.2.2. Богослужение первых веков. 15

3. Византийский обряд. 17

3.1. Этапы развития византийского обряда. 18

3.2. Богослужебные книги. 19

4. Таинство Евхаристии. 22

4.1. Обозначение частей анафоры.. 32

4.2. Византийский чин Божественной Литургии. 47

4.3. Устройство храма Св. Софии в Константинополе. 56

4.4. Устройство современного храма. 58

4.5. Устройство храма, освящение храма. 58

4.6. Освящение храма. 60

5. Византийский чин Божественной Литургии. 64

5.1. Литургия верных. 71

5.1.1. Анафора Василия Великого. 77

5.1.2. Анафора Василия Великого. 79

5.1.3. Анафора Литургии Иоанна Златоуста. 83

5.2. Символическое толкование Божественной Литургии. 91

6. Таинства. 100

6.1. Таинства Крещения и Миропомазания. 101

6.2. Таинство Священства. 124

6.3. Таинство Покаяния. 131

6.4. Таинство Елеоосвящения. 136

6.5. Таинство Брака. 138

6.6. Монашество. 145

7. Библиография. 147

1. Введение

1.1. Понятие литургики

Литургия в классическом понимании, т.е. на языке классических языческих авторов означала какое-либо всеобщее мероприятие, общественно-полезный труд, совершаемый сообща. Позже в христианской традиции это слово стало означать богослужение, дело, совершаемое всей Церковью сообща. В самом названии Литургии выражается учение о том, что служение совершает Церковь. Таким образом, литургика это наука о богослужении. Изучать можно культовую форму не только христианства, но и мусульманства и буддийскую культовую форму. Мы с вами будем говорить только о богослужении христианской Церкви, и то не всей, а лишь о богослужении христианской Церкви Византийской, а затем Русской традиции. Иными словами о богослужении Византийского обряда.

Как в первые века существования Церкви, так и впоследствии в ней использовалось несколько обрядов или богослужебных систем. Одна из них - Византийская впоследствии стала основной богослужения в Православной Церкви, именно эта традиция была принята и на Руси. Ей мы пользуемся до сих пор с некоторыми модификациями.

Поэтому, если сказать точнее, предметом нашего курса является богослужение Византийского обряда с исторической, практической и с богословской точек зрения.

Как изучает богослужение наука литургика? Она изучает его с трех основных позиций: во-первых, прежде чем говорить о чем-то, нужно просто познакомиться с этим предметом (скажем, прежде чем исследовать тонкие проблемы, связанные с физиологией человека, нужно сначала выучить анатомию: пока ты не будешь знать: откуда руки растут изучать дальше бесполезно). Поэтому изучение литургики начинается с изучения Церковного Богослужебного Устава – системы указаний и предписаний о том, как правильно совершать службу в храме. Это литургика с точки зрения практической. Для многих этого бывает даже и достаточно. Однако такая литургика не должна нам заслонять всего остального содержания богослужения, иначе мы рискуем превратиться в обрядоверов. Безусловно, необходимо освоить Церковный Устав, но если мы будем считать, что этого достаточно, мы рискуем превратиться в старообрядцев, которые за обрядами не видели гораздо более важные предметы из-за чего и устроили раскол: не поняли, что единство Церкви гораздо важней отдельных обрядовых предписаний.

Изучив Устав, можно задать вопрос себе: почему этот Устав такой, какой он есть? На этот вопрос можно ответить двумя способами. С одной стороны, мы можем изучать богослужение с точки зрения истории его развития (скажем, известно, что в первом веке христиане имели одни обычаи, в третьем – другие и так далее, так далее, так далее – и, таким образом можно проследить историю развития каждого элемента современной службы). Мы можем восстановить, откуда произошел отдельный элемент службы, и как он видоизменялся с течением времени – этим занимается историческая литургика, весьма важный предмет.

Кроме того, что богослужебные формы развивались в ходе исторического развития, они несут в себе нечто высшее (любой верующий человек не может этого не признавать). За богослужебными обрядами стоят некоторые высшие реальности. И сами обряды или каким-то образом связаны с этими реальностями, или выражают их содержание. Таким образом, можно говорить о богословии богослужения. Богослужение имеет мощный богословский фундамент, мощный богословский базис. Мы и изучаем литургику с богословской точки зрения, и здесь нам может помочь историческая литургика: поскольку, зная как развивалось богослужение, мы можем лучше понять содержание литургики. Понять, что является более важным, а что менее; увидеть какие именно богословские воззрения или скажем борьба, с какой именно ересью породила тот или иной элемент службы. Таким образом, историческая литургика - это весьма важный инструмент для изучения богословия службы. Ну, и конечно, пока не выучишь Устав заниматься литургикой бесполезно.

Богословие церковной службы обычно называют литургическим богословием. Этот термин в настоящее время не достаточно четко определен. В одних работах литургическим богословием называется богословие культовых форм, истолкование культовых форм с богословской точки зрения; но, кроме того, литургическим богословием некоторые авторы называют догматическое богословие, построенное не на цитатах из Святых Отцов или из Священного Писания, а на цитатах из богослужебных последований. Т. е. вовсе не богословие богослужения, а просто догматика, изложенная на несколько ином материале. Например, о. Киприан Керн в книге «Курс лекций по литургическому богословию», называет литургическим богословием догматику со ссылками на тексты песнопений богослужения. Таким образом, литургическим богословием могут быть названы два совершенно разных предмета.

Кроме богословия богослужения, возможно, также его символическое толкование. В то время как богословие помогает нам понять, что именно содержится за внешними культовыми формами, какое именно реальное внутреннее духовное содержание они несут, символические системы толкования богослужения говорят о том, что тот или иной обряд символизирует. Например, вход с Евангелием символизирует выход Христа на проповедь. Хотя ясно, что как таковой выход Христа на проповедь за входом с Евангелием не стоит: Христос вышел на проповедь независимо от входа с Евангелием, но символически здесь есть какая-то определенная параллель. Таким образом, кроме богословия литургии мы можем говорить еще об одной области толкования богослужения, а именно об области символических интерпретаций. Богословие говорит нам о реальностях духовного порядка, а символические интерпретации лишь проводят определенные параллели между событиями, скажем Священной истории или аскетическими категориями и богослужебными формами. Прямой связи здесь нет. Подробнее мы еще поговорим о наиболее известных системах символической интерпретации богослужения.

Похожие материалы

Информация о работе