Откровение. Догматическая конституция «О Божественном Откровении» («DeiVerbum») II Ватиканского собора, страница 2


2. «Догматическая конституция «О Божественном Откровении» («DeiVerbum») IIВатиканского собора

IIВатиканский собор (1962-1965 гг.), а точнее римский папа Павел VI с отцами этого собора, принял 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. (Сноска: На русском языке опубликованы в кн.: «Второй Ватиканский собор: консти­туции, декреты, декларации». — Брюссель, изд. «Жизнь с Богом», 1992). Среди че­тырех конституций, то есть наиболее важных доктринальных документов собора, для исследования вопроса об источниках церковного богословия необходимо рассмотреть «Догматическую конституцию о Божественном Откровении» — «Dei Verbum», принятую 18 ноября 1965 года.

Эта догматическая конституция завершила длительный период «догматического развития» отделившегося в 1054 году от православия, как веры Церкви, римо-ватиканского исповедания.

В борьбе с реформацией на IV сессии Тридентского собора (8 апреля 1546 г.) было объявлено, что Евангелие является единственным источни­ком всей доктрины о спасении, что тексты книг Священного Писания Вет­хого и Нового Завета обладают равной святостью и богодухновенностью, был объявлен офциальный список (канон) священных книг, Вульгата была признана аутентичным текстом Писания.

Тридентский собор (1545-1562), желая подтвердить ценности, отри­цаемые протестантами, предпринял ряд шагов по кодификации своего ве­роучения. На этом соборе большое внимание уделяется созданию епархи­альных семинарий для воспитания кандидатов в духовенство и другим во­просам образования.

Вскоре после Тридентского собора, а именно в 1566 году, папа Пий V издает «Римский катихизис» — «символический» ответ на символиче­ские книги реформаторов. Так Запад в лице реформации и контрреформа­ции решительно встал на путь кодификации источников своего вероуче­ния.

I Ватиканский собор в догматической конституции о католической вере (принята 24 апреля 1870 г.) отметил «необходимость сверхъестест­венного Откровения» и напомнил, что «это Откровение содержится в свя­щенных канонических книгах Ветхого и Нового Завета и в Предании, пе­реданном непосредственно от Христа апостолам, а от них — последовате­лям, плоть ДО наших дней». (Сноска: Антонини Бернардо. Божественное Открове­ние./ Историко-теологическое введение в Библию с очерком изучения Догматической Конституции «О Божественном Откровении» («Dei Verbum»), принятой II Ватиканским Вселенским собором». Изд. «Истина и Жизнь».— М, 1992, с.34). Так была сформу­лирована римо-ватиканская доктрина о Священном Писании и Священном Предании как о двух источниках Божественного Откровения.

1


II Ватиканский собор сделал следующий логический шаг на пути ко­дификации схоластического понятия «Божественное Откровение». Осно­ванием для этого шага явился провозглашенный на I Ватикнском соборе догмат о безошибочности папского учительства, когда римский папа вы­носит суждение экс кафедра по вопросам веры и морали.

Ключевой статьей Догматической конституции «О Божественном Откровении» («Dei Verbum») II Ватиканского собора является статья 10, которая завершает главу II — «О передаче Божественного Откровения». Статья 10 озаглавлена: «Отношение Священного Предания и Священного Писания к Учительству Церкви». «Верховное Учительство Церкви» - - но и есть так называемое безошибочное папское учительство (в просторечии — «непогрешимость» папы римского).

В начале в статье 10-й говорится, что «Священное Предание и Свя­щенное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вве­ренный Церкви». Здесь о римском папе еще не упоминается. «Но обязан­ность подлинно толковать написанное или переданное Слово Божие, — говорится далее, — вверено одному живому Учительству Церкви», то есть римскому папе. Завершается это пункт Догматической конституции сле­дующим выводом: «Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви, по премудрому совету Божию. так между собою связаны и соединены, что одно не без другого, а все вместе, каждое своим способом, под действием единого Духа Святого, действенно спо­собствуют спасению душ». (Сноска: Антонини Бернардо. Божественное Открове­ние, с.34).

Таким образом, учение о Предании и Предании как двух источниках Божественного откровения — «печальное наследие Тридентского собора» (выражение архиепископа Василия (Кривошеина) — превратилось в уче­ние о трех источниках вероучения: Предании, Писании и Верховном Учи­тельстве. Однако доминирующее положение в Догматической конститу­ции «О Божественном Откровении» отведено Верховному Учительству, поскольку только римский папа, верно излагает Слово Божие и «черпает в этом едином залоге веры все то, чему оно предлагает верить как богоот-кровенному». (Сноска: «Второй Ватиканский собор: конституции, декреты, декла­рации». — Брюссель, изд. «Жизнь с Богом»,1992, с. 178).

Вера Церкви, как источник церковного вероучения фактически под­меняется так называемым «Верховным Учительством». И любая энцикли­ка римского папы становится источником вероучения и нравоучения, а значит составной частью «Божественного Откровения»!

История создания Догматической конституции «О Божественном Откровении» обстоятельно представлена католическим теологом о.Бернардо Антонини в уже цитированном учебном пособии «Божествен­ное Откровение». Ни одна из конституций II Ватиканского собора не была подобно этой конституции предметом занятий соборных отцов в течение

2


трех лет. Почему? Потому что от начала до конца — вся работа по подго­товке этой конституции проходила с великими трудностями, а трудности происходили оттого, что сразу было взято неверное направление. По су­ществу на II Ватиканском соборе вместо поиска подлинных источников церковного вероучения, целенаправленно формировался документ, защи­щающий вероучительную власть папы римского, то есть римо-ватиканскую доктрину «Верховного Учительства как Учительства Церкви» — печальное наследие I Ватиканского собора, догматизировавшего непо-грешительное учительство римского епископа.