Основные предпосылки разделения церквей. Римо-католическое учение о первозданной праведности и первородном грехе

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1. Все основные предпосылки разделения церквей можно разделить на две группы:

v Этно-культурные причины. Римская Церковь развивалась под воздей­с­тви­ем наследия Римской империи – романского влияния, обусловленного спе­цификой культуры, религии, государственного строя и ряда других осо­­бенностей древнего Рима.

Ø Особенности культурного развития. Древнеримское искусство не дос­тигло таких высот, как греческое.

Ø Особенности быта. С точки зрения обустройства быта древний Рим не знал равных себе городов. Рим играл роль центра империи, куда сте­ка­лись все сведения о жизни провинций, в том числе и различных хрис­тианских общин, что возвысило положение Рима в христианском мире. Можно отметить так же, что римское гражданство давало его обла­да­те­лю ряд существенных преимуществ.

Ø Законодательная система. Стремление к зачастую мелочной регла­мен­тации всех возможных ситуаций в римском законодательстве отрази­лось на системе построения западного богословия, доводившего каж­дый рассматриваемый вопрос до мельчайшей детализации.

Ø Развитие науки и философии. Практически все открытия в области на­у­ки, техники, медицины, а так же важнейшие философские школы нахо­ди­лись не в Риме, а на Востоке – в Греции, Малой Азии, Египте.

Ø Особенности религии императорского Рима. Обожествление импе­ра­то­ра и проявление этого в жизни общества проявилось в идее папизма. От императорского Рима унаследованы титул «понтифик», объе­ди­не­ние в лице папы церковной и светской власти, принцип передачи при­ма­та избранием, принцип подчинения епископов папской власти.

Ø Национальные особенности характера. Прекрасное сравнение римлян и греков даёт В.В. Болотов: «Скромно, почти в тени является наряду с иде­альным греком фигура римлянина, с его ограниченным кругозором, бедностью теоретических начал, слабостью умозрения, практицизмом, часто сухим, с узкою положительностью», тогда как в разговоре о гре­ках обычно «возникает мысль о народе богато одарённом умственными способностями, со славою заявившем себя в философии, науке, искус­стве, – народе с пламенным чувством свободы, с ненавистью к тира­нии, племени республиканском по преимуществу» [Цит. по 1, с.70].

Такое положение вещей привело к тому, что Рим хотя и приобрёл ре­пу­тацию самого благоустроенного и богатого города, центра мировой го­су­дар­ственности и религии, но западная часть Римской империи, где сфор­ми­ро­ва­лось общество потребления, вскоре после разделения павшая от рук вар­ва­ров, оказалась в состоянии глубочайшего упадка, не имея исторических и куль­турных корней. В то же время, восточная её часть унаследовала все ос­нов­ные культурные центры с их традициями. В.В. Болотов замечает, что «где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал инст­и­тут» [Цит. по 2, с.7]. Это обусловило неравноценное развитие богословской мысли и предопределило глубочайшие расхождения в формировании веро­у­чения и, в результате, привело к разделению Церквей.

v Религиозные причины.

Ø Стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Цер­ковью. После падения Иерусалима в 70 г. н.э. первенствующее мес­то в христианском мире заняла община Рима, как столицы с прекрасно на­ла­женными связями с провинциями. Именно в римской Церкви воз­ник­ла правовая власть еписопа, не распространяющаяся на общины за пре­делами Италии даже на западную Европу. Но общепризнанной бы­ла ду­ховная власть римского епископа и преимущество чести. С сер. V в. это стремление стало обосновываться первенством власти ап.Петра сре­ди других апостолов, приемником которого и считался римский пер­восвященник. Восточная Церковь обращалась к Римской, как к рав­ной, за помощью в разрешении церковных вопросов в силу того, что За­пад находился вне власти императоров, поддерживающих еретиков, а отсутствие там крупных богословских центров приводило к меньшей воз­можности возникновения ересей. Все моменты подобных взаимоот­но­шений расматривались Римской Церковью, как юридические пре­це­денты проявления власти Римского епископа над другими Церквями. Стрем­ление римских епископов к главенству над всей Церковью не име­ло никаких оснований.

Ø Догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения. Ва­ж­нейшим из них можно назвать изменение Никео-Цареградского Сим­во­ла вера вставкой filioque (“и от Сына”), суть которой состоит в утверж­де­нии, что Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца и Сына. Пер­вые известия о филиокве относятся к концу IV – началу V века. Офици­аль­но в Символ веры эта вставка была впервые включена в VII или VIII в. на Соборах в Толедо. В 1014 г. Символ веры с filioque был утверж­дён папой Бенедиктом VIII по требованию германского императора, ко­то­рому Римский епископ в тот период присягал на верность. «Рим­с­кая Церковь оказалась неспособной не только уяснить догматическое уче­ние, но и не смогла устоятьперед давлением светской власти. Дав­ле­ние императора с целью принятия Церковью ереси было обычным де­лом на Востоке и там была не только сильная богословская традиция, но и сильный дух исповедничества и мученичества, а на Западе слабое давление увенчалось успехом» [1, с.88].

2.Соверменный Катехизис Римо-Католической Церкви гласит, что «на­шим прародителям Адаму и Еве было дано состояние «первородной святости и праведности» [цит.по. 2, с.22].

Природа человека в «состоянии чистой естественности» (status purorum naturalium), пребывала в со­стоянии  изначально двойственном: душа че­ло­ве­ка устремлялась к Творцу, но, при этом, постоянно сталкивалась с не­из­мен­ным побуждением своей фи­зи­ческой природы.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Сектоведение
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0