Основные предпосылки разделения церквей. Римо-католическое учение о первозданной праведности и первородном грехе, страница 2

Эта двойственность в первых людях преодолевалась особым Божес­т­вен­ным воздействием – «Благодатью первозданной праведности», при­сут­с­тво­вавшим в человеке наряду с образом и подобием Божиим и призванным уравновесить духовную и телесную природу и не давать развиваться этой про­тиворечивости. «Райское совершенство человеческой природы не было её ес­тественным состоянием, оно поддерживалось особым сверхъестественным воздействием «первозданной благодати» [2, с.21].

«Внутренняя гармония человеческой личности … составляет сос­то­я­ние, называемое первородной праведностью» (Катехизис) [2, с.22].

«Вся эта гармония первородной праведности, предусмотренная для че­ловека в Божием замысле, была утрачена по греху наших прародителей», го­во­рит католический Катехизис. [2, с.22], т.е. в результате грехопадения при­ро­да человека была лишина этого укрепляющего воздействия Божественной бла­годати. В этом безблагодатном (каково оно и было изначально) состоянии че­ловек несёт бремя гнева Божия за утрату благодати, изначально чуждой. Сле­довательно, состояние природы человека после грехопадения не изме­ни­лось и стало отличаться от прежнего состояния настолько, насколько, по срав­нению кардинала Беллармина, одетый человек отличется от раздетого.

Основа для такого понимания в западном богословии была заложена ещё блаж.Августином. Но полностью её развили в эпоху схоластики Ансельм Кентерберийский и Иоанн Дунс Скот. Закреплено это учение было декретом Тридентского собора.

Учение католической Церкви о первородном грехе, как отсутствии пре­естественного украшения – благодати Божией – неверно потому, что оно сме­шивает два аспекта последствия грехопадения в потомках Адама и Евы:

ü первородный грех, как порчу природы человеческой души, выражающую­ся в склонности её ко греху;

ü и лишение человека освящающей благодати.

3. Провозглашение догмата о непогрешимости папы в делах веры на I Ватиканском Соборе в 1870 г. папой Пием IX явилось завершающим шагом развития католического учения о власти папы. Суть его состоит в том, что «когда римский первосвященник говорит со своей кафедры (cum ex cathedra loquitur), то есть когда, исполняя своё служение как пастырь и учитель всех христиан, он в силу своей высшей апостольской власти определяет учение о ве­ре или нравственности, которое должна содержать вся Церковь, то через Бо­жественную помощь, обещанную ему в лице блаженного Петра, обладает тою непогрешимостью (infallibilitate), которою Божественный Спаситель бла­говолил наделить свою Церковь,.. поэтому такого рода определения перво­свя­щенника сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменны (ex sese, non aufem ex consensu ecclesiae irreformabiles)» (определение Собора) [цит.по 3, с. 71–72]. Фактически это определение переносит функции Церкви на её выс­ше­го иерарха.

Можно отметить, что в той или иной форме ещё в древности в За­пад­ной Церкви существовало представление о непогрешимости римского епис­ко­па. Однако, множеством исторических свидетельств можно подтвердить без­основательность этого учения, ибо история Церкви знает множество при­ме­ров заблуждений и еретических убеждений римских епископов.

v Папа Либерий I (IV в.) как епископ римский подписал арианский смвол ве­ры. Впоследствии он принёс покаяние и даже был причислен к лику свя­тых, но с точки зрения ватиканского догмата его поступок недопустим.

v Папа Гонорий I (625 – 638 гг.) разделял монофелитские убеждения. Как еретик он был осуждён VI Вселенским Собором (681 г.). Впоследствии Римская Церковь пыталась ослабить значение этого осуждения, но убеди­тельных аргументов найдено не было.

v Папа Иннокентий III (XII в.) официально заявил, что все требования кни­ги Второзакония обязательны для исполнения христианами, поскольку Хрис­тианская Церковь есть вторая Церковь после первой, ветхозаветной.

v При папе Сиксте V (XVI в.) вышел в свет исправленный перевод Библии на латинском языке. В предисловии к этому изданию данный текст, в ко­то­рый впоследствии было внесено более двух тысяч исправлений, «под уг­розой отлучения от Церкви объявлялся окончательным и неименным» [3, с.74]. Папой Климентом VIII издание Сикста было уничтожено, но пре­десловие к нему сохранено в следующем. «Получается, что оба папы санк­ционировали два разных текста, причем второй попал под прямую ана­фе­му первого» [3, с.75].

v Под анафему, провозглашенную в Силлабусе, изданном папой Пием IX в 1869 г. попадает мнение, с середины XX в. входящее в официальную док­трину Римо-Католической Церкви, что Церковь должна поддерживать сво­боду со­вес­ти.

Нужно отметить, что католики обходят выше перечисленные факты, ут­верждая, что то или иное паское заблуждение, не признаваемое ныне, явля­ется его “частным” заблуждением. Сами папы обычно не пользуются правом вероопределения ex cathedra, оставляя свободу истолкования и, если надо, оп­ро­вержения своим преем­никам. Получается, что мнение умершего папы в из­менившейся исторической ситуации можно истолковать, как частное и оши­­бочное.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Прот. Н.Тихомиров. Курс сравнительного богословия. РДС, Рига, 1997.

2.  Васечко В.Н. Сравнительное богословие. Курс лекций. ПСТБИ, М., 2000.

3.  Огицкий Д.П. свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. Учебное пособие. МДА, “Отчий дом”, М., 1995.


Оценка – 4-.

Вопросы

  1. Основные предпосылки рпзделения церквей.
  2. Римо-католическое учение о первозданной праведности и первородном грехе.
  3. Догмат о непогрешимости папы, исторические свидетельства против него.