Основные положения православной христологии (образ соединения двух естеств, единство ипостаси, общение свойств естеств и т,д,) в послании свт. Льва великого св. Флавиану еп. Константинопольскому

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Святитель [L.D.1] Лев излагает изначальную веру Церкви в то, что Христос есть истинный Бог и истинный человек (п.3, 12, 16), реально различая, таким обра­зом, в едином Его лице (п.22) две совершенные природы – божес­твен­ную и человеческую. Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын Божий – вос­при­нял в Своё величественное, всемогущее Божество уничижённую, не­мощ­ную человеческую природу; смертное человечество соединилось в Нём с бес­смертной божественной природой (п. 4).

Опасно для спасения отрицать наличие той или другой природы в Лице Спасителя (п. 1). Если допустить, что Христом не была воспринята челове­чес­кая природа, то это означает отрицать и страдания во плоти Спасителя, а, следовательно и действительность совершенного Им нашего спасения (п. 2).

Два естества во Иисусе Христе действуют в общении одно с другим. В результате их соединения ни Божественное естество не преложилось в че­ло­веческое, ни человеческое не изменилось в Божественное, но каждое из них «выполняет» то, что ему свойственно,  сохраняет тождественность своих свойств (п. 14). Но это соединение двух естеств в едином Лице Спасителя не привело к их совершенному слиянию и возникновению какого-то третьего, отличного естества – Христос пребывает истинным Сыном Божиим и истин­ным Сыном человеческим (п. 15). Какой-то одной природе не может быть свойственно одновременно плакать о смерти друга и своим могущественным сло­вом вызвать его из гроба (п.20).

Когда Иисус Христос говорит, что Он с Отцом – одно (Ин. 10,30) в та­ком случае разумеется единство их Божественной природы. Напротив, гово­ря, что Отец больше Него (Ин. 14,28), спаситель подчёркивает действи­тель­ность воспринятого Им человечества.

 В результате соединения двух природ во христе Божественное и чело­ве­ческое естество не слились в какое-то новое естество, но вместе сущес­тву­ют «…и смирение человека, и величие Божества» (п. 13, 14).

Два естества соединились таким образом, что ни Божественное не пре­ложилось в человеческое, ни человеческое не изменилось в Божественное, но и то, и другое действуют в едином Лице Спасителя так, как свойственно каж­дому из них (п. 14, 15). Свойства каждой природы сохранились в едином ли­це во всей своей полноте (п. 9).

Два естества во Христе соединены нераздельно, т.е., не составляют два различных Лица (п.16).

Ярким свидетельством неразлучного соединения естеств могут слу­жить явления и чудеса, совершенные Спасителем по Воскресении, пока­зыва­ю­щие, что плоть Его не стала призрачной (Воскресший вкушал пищу пред уче­никами, позволил ап. Фоме реально ощутить Свои раны). Воспринятая Вто­рым Лицом Пресвятой Троицы в момент зачатия человеческая плоть, а значит и человеческая природа, не отделилась от Божества ни во время стра­даний Спасителя, ни после смерти, ни по воскресении. Именно вследствии ипостасного соединения двух природ во Христе можно говорить о Его стра­да­ниях и смерти. Само Божество бесстрастно и бессмертно, но распятие и разлучение души и тела претерпело единое Лицо Сына Божиего.

В богословии различаются следствия ипостасного соединения двух ес­теств во Христе

1)  по отношении к Нему Самому;

Речь здесь идёт о том, что свойства человеческой природы приписываются Спасителю, как Богу. С этой точки зрения можно сказать, что Сын Божий был рождён, распят и погребён, при том, что Само Божество Его совечно и единосущно Отцу и лишь свойства немощной природы чело­ве­ческой, воспринятой Им в единство Своей ипостаси, позволяют говорить об этом. И, напротив, божественными свойствами характеризуется Христос, как человек. Следовательно, мы можем говорить, например, что Сын челове­чес­кий сошёл с неба (п.24). Второе лицо Святой Троицы может, таким образом, именоваться истинным Сыном Божиим и истинным Сыном человеческим. Это учение получило в богословской науке наименование «общения свойств».

2)  по отношению к Пресвятой Троице;

Словами св. Льва о том, что Сын Божий воспринял плоть (п.24), можно подчеркнуть учение Церкви о том, что в результате соединения двух природ во Христе Святая Троица не претерпела никаких изменений, ибо не су­щес­твует безличной божественной или человеческой природы и Божественным Лицом была лишь воспринята в Свои ипостась природа человеческая.

3)  По отношению к Пречистой Деве Марии.

Во-первых, Пресвятая Мария может именоваться Богородицей, ибо от Неё была воспринята плоть Сыном Божим (как косвенно вытекает из п.24).

Во-вторых, Пресвятая Дева Богородица, силою божественного всемо­гу­щес­тва, осталась девой и в рождении Сына и по рождении (п.17.


Задание:

Объяснить, как основные положения православной христологии (образ соединения двух естеств, единство ипостаси, общение свойств естеств и т.д.) раскрываются в послании свт. Льва великого св. Флавиану еп. Константинопольскому (Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. 4, м., 1994, с. 266-269). Требуется анализ текста в свете изученного догматического учения. Изложение должно быть конкретным.


 [L.D.1]Оценка 4-.Замечания не изложены.

Похожие материалы

Информация о работе