Определение обычая. Иерархия церковно-правовых норм. Правила 1 Никейского Собора. Правила Трулльского Собора. Правила свт. Василия Великого

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1. С юридической точки зрения обычай определяется, как «регла­мен­ти­рованный образ действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, пра­во­мочен, необходим» [1 с.32].

Обычай – один из видов церковного права, не являющийся писаным законом. По мере развития церковного законодательства значение обычая в иерархии церковно-правовых норм уменьшалось, происходило сужение сфе­ры его применения. Условием законности обычая является его соблюдение в церковной области, имеющей законодательную автономию. Критерием за­кон­ности обычая служат его разумность и известная давность. Безусловно, пра­вомочным является обычай, не противоречащий закону. В противном слу­чае он может быть признан, только если в силу каких-либо обстоятельств не применяется сам закон.

В качестве примера веками укоренившегося в Церкви неписаного обычая можно привести право ставропигии, когда после водружения креста при основании монастыря не местным епископом, а патриархом, монастырь получал права самостоятельного управления и не зависел от епархиального архиерея. Обычай этот, по словам Вальсамона, с незапамятных времён и по сей день имеет в Церкви силу правила» [1, с.221].

2. Описание иерархии церковно-правовых норм в зависимости от их ма­териальных источников принадлежит авторитетному канонисту XIV в. Иеромонаху Матфею Властарю.

v  Первоисточником, высшим критерием церковного законодательства слу­жат нормы Божественного права. Божественное откровение включает в себя не только основные догматы веры и нравственные законы, но и «уче­ние Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания цер­ковно­го мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковно­го порядка» [1, с.28].

Писаный закон. В состав канонического свода входят:

ü правила св. Апо­сто­лов;

ü каноны, принятые на шести Вселенских Соборах;

ü правила десяти поместных Соборов, авторитет которых был признан Вселенскими Соборами (2 прав. Трулльского Собора);

ü правила тринадцати отцов церкви, также признанные Вселенскими Соборами.

Обычай, согласный с общеупотребительной практикой. Обычай, противо­речащий тому или иному закону, может быть признан только в том слу­чае, когда, в силу сложившихся обстоятельств, не применяется сам закон. Особым видом обычая можно считать судебный прецедент, когда, в слу­чае пробела в за­ко­нодательстве, суд руководствуется приговорами, выне­сенными ранее по аналогичным делам.

Аналогия с существующим законом.

v  Вспомогательным источником церковного права является мнение авто­ри­тетных канонистов. Особым авторитетом в Православной Церкви поль­зу­ются византийские канонисты Алексий Аристин, Иоанн Зонара, патр. Фе­о­дор Вальсамон (XII в.) и иером. Матфей Властарь (XIV в.). Их трактаты, толкования на каноны, ответы на неко­торые спор­ные вопросы вошли в церковно-законодательные сбор­ники.

3. Православная церковь признает семь Вселенских соборов, которые со­би­рались от 325 до 787 года по поводу появлявшихся в церкви ересей.

I Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария, пресвитера Алек­сандрийского императором Константином Великим в 325 г. в Никее. В нём участвовало 318 епископов среди которых были такие великие святые, как Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунский, Пафнутий Фиваид­с­кий, Осия Кордубский и др., несколько пресвитеров и диаконов, среди кото­рых особенно выделялся богословскими знаниями и красноречием молодой диакон Александрийской Церкви Св. Афанасий Великий. На од­ном из засе­даний собора 19 июня был изложен Символ Православной Веры. Арианская ересь была решительно осуждена.

          Собор издал 20 правил, касающихся, в основном, различных вопросов церковной дисциплины. Очень скоро они были признаны всей Церковью и находятся во всех ка­но­нических сборниках как восточной, так и западной церкви. В Кормчей они составляют 5-ю главу. В некоторых изданиях собор­ных деяний можно най­ти много других правил, приписываемых Никейскоу Собору, переведен­ных с араб­ского, но все они апокрифичны.

4. V и VI Вселенские соборы (II и III Константинопольские) занима­лись исключительно догматическими вопросами и не издали никаких ка­но­ни­ческих правил. С целью дополнения их деяний в Константинополе в 691-692 годах в царских палатах (εν Τρоύλλω) императором Юстинианом II со­зван собор, получивший впо­след­ствии название Трулль­ского или Пято-шес­то­го Вселенского.

правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви.

В числе 227 отцов присутствовали патриархи Константинопольский, Алек­сандрийский, Антиохийский и Иерусалимский, легаты Римского папы. Собором было издано 102 правила. Они приняты во все восточные кано­ни­ческие сборники. В Кормчей книге они составляют 18 главу.

На VII Все­ленском Соборе правила Трулльского собора были упомя­ну­ты, как пра­ви­ла VΙ Вселенского, против чего Римские легаты не возражали. Позд­нее не­ко­торыми папами правила этого собора упоминаются в их посла­ни­ях. С течением времени на западе стали иначе смотреть на эти правила и в настоящее время Западной цер­ковью правила Трулльского собора не при­зна­ют­ся. Истинная причина этого непризнания кроется в том, что ряд канонов этого собора направлен против современной практики Римской Церкви. Так, например, 13-м правилом отвергается обязательный для диаконов и пресви­теров целибат, узаконенный на Западе.

5. Во 2-м правиле Трулльского собора упомянуто двенадцать отцов Цер­кви, правила которых обязательны для всей её полноты.

Соборные правила представляли собой общие определения, которые пас­тыри той или другой поместной церкви должны были применять сооб­раз­но с обстоятельствами и под свою ответственность. Глубокое знание канонов некоторыми иерархами снискало им всеобщее уважение в церкви. Из их ок­ру­ж­ных посланий к пастве, канонических посланий или других сочинений и за­им­ствованы примеры пастырского управления, которые были приняты для всей Церкви и вместе с правилами соборов вошли в состав общих церков­ных канонических сборников.

Похожие материалы

Информация о работе