Определение обычая. Иерархия церковно-правовых норм. Правила 1 Никейского Собора. Правила Трулльского Собора. Правила свт. Василия Великого, страница 2

Из всех святых отцов и учителей церкви наибольшее значение для цер­ковного права имеет Василий Великий (†379). Его правила первыми были вклю­чены в канонические сборники. Образование он получил в Афинах. Пу­тешествовал в Египет, Палестину и Месопотамию. По возвращении поселил­ся в уединении в пустынном месте. В 370 г. поставлен на Кесарийскую ка­фед­ру.

В канонический свод Православной церкви вошло 92 правила св. Васи­­лия Великого.

v 1 – 16 правила заимствованы из 1-го послания, 17 – 85 – из 2-го, а 86 – из 3-го послания свт. Василия к Амфилохию еп. Иконийскому.

v 87 правило представляет собой послание к еп. Тарсскому Диодору.

v 88 – послание Григорию пресвитеру.

v 89 – Послание к хорепископам, а 90 – к подчинённым святителю еписко­пам.

v 91 – 92 каноны взяты из сочинения свт.Василия «О Святом Духе», так же адресованного Амфилохию..

Правила св. Василия Великого встречаются во всех канонических сбор­никах. Различия могут быть лишь в их количестве, поскольку послания раз­деле­ны на разное число правил. В Кормчей книге правила свт. Василия со­став­ляют 21 – 25-ю главы.

Содержание правил свт. Василия Великого охватывает разные стороны церковной жизни. Особенно много в них епитимийных правил, определяю­щих прещения за различные грехи – вероотступничество, убийство, блуд и др.

6. «Кормчая книга» св. Саввы Сербского имеет огромное значение для пра­ва славянских Церквей. Работа над её переводом на славянский язык и со­ставлением началась, вероятно, русскими монахами на Афоне в X в и затем бы­ла продолжена св. Саввой Сербским в монастыре Филокали близ Солуни уже в ΧΙΙΙ в. В её основу положен «Синопсис» – сборник церковных правил VI в. хронологического типа с толкованиями Аристина.

На Русь список «Кормчей книги» по просьбе митр. Киевского Кирил­ла был прислан сербским князем Иако­вом Святославом в 1262 г. Была одоб­ре­на на Соборе во Владимире-на-Клязьме в 1272 г. Многократно переписы­ваемые списки «Кормчей» образовали две фамилии:

v Рязанская ведёт свое начало от присланного в 1284 г. в Рязань и поло­жен­ного там в соборе на хранение списка с болгарской рукописи;

v Софийская ведёт своё начало от хранящегося в Новгородском Софийском со­боре списка, значительно отличающегося от сербского оригинала и име­ющего в своей основе первый славянский перевод «Номоканона в XIV титулах» IX – X вв.

Основные их различия следующие:

1.  В списках рязанской фамилии правила приводятся в сокращении, тогда как в софийских списках помещен их полный текст.

2.  В сборниках рязанской фамилии нет статей русского происхождения.

В основу первой печатной «Кормчей книги» (1650 г.) была положена рязанская редакция. Патриарх Никон подверг исправлению 50 страниц этого труда и в 1653 г. переизданная «Корм­чая» была разослана по всем епархиям и монастырям.

7. Собор, получивший в истории России название «Стоглав» (видимо, по количеству глав в изданном им Уложении), состоялся в 1551 г. при царе Ива­не IV и митрополите Московском Макарии.

В Соборном Уложении, составленном на основе «Кормчей Книги», Устава св. Владимира, постановлений Собора 1503 г., посланий митрополи­тов, были собраны и систематизированы все основные нормы Церковного права Русской Церкви.

Как замечает А.В. Карташов, Собор достиг своей универсальной цели, под­вергнув пересмотру все стороны церковной жизни Руси и сделав попытку очис­тить её по возможности от всех недостатков. «Он составил ряд исправи­тельных предписаний относительно епархиального управления, епар­хиаль­но­го суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашествующих и мирян» [2, с.291].

Многие постановления Стоглава, касающиеся богослужебных тради­ций – двуперстие, сугубая «Аллилуйя» – были впоследствии отменены Боль­шим Московским Собором 1667 г.

«В соборных постановлениях осуждались распространённые в народ­ном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморо­ше­с­кие представления, азартные игры, пьянство» [1, с. 107].

8. С 1744 г. все коллегиальные учреждения по управлению епархиями стали называться Духовными консисториями. Устав Духовных консисторий – законодательный документ, регламентирующий епархиальное управление. Впервые был издан и утверждён Святейшим Синодом 27 марта 1841 г. и за­тем пересмотрен в 1883 г. В его основу лёг «Духовный регламент» и отдель­ные, ранее изданные указы.

364 статьи Устава объединены в четыре основных раздела:

v О значении духовных консисторий, о правовых основаниях епархиаль­но­го управления и суда.

v Об обязанностях консисторий по вопросам сохранения и распростра­не­ния православной веры, сооружения и благоустройства храмов, совер­ше­н­ия в них богослужения. О хозяйственной деятельности Церкви.

v Вопросы, касающиеся епархиального суда.

v Регламентация штатов самих консисторий и их делопроизводство.

Литература.

1.  Цыпин В. Прот. Церковное право. Курс лекций. Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ. М. 1994.

2.  Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Часть 1. «Терра», М., 1992

3.  Каноны Православной Церкви. Ред. еп. Александр (Милаш). Свято-Троицкая Православная Миссия, USA, 2001.


Вопросы:

1.  Определение обычая.

2.  Иерархия церковно-правовых норм.

3.  Правила 1 Никейского Собора. (+-)

4.  Правила Трулльского Собора. (+-)

5.  Правила свт. Василия Великого. (+-)

6.  Составление «Кормчей Книги».

7.  Стоглав. Основные канонические постановления.

8.  Устав Духовных консисторий.

О правилах: Краткая характеристика (10 – 12 предложений)

Оценка – 4.

Замечания

К вопр. № 4, 5.. Тематика правил? Слишком кратко о самих правилах.