Онтологический аргумент бытия Бога, страница 3

Франк, описывая ОД у Платона, приводит возможные возражения противников ОД. «Из того, что понятие души содержит признак, несовместимый с признаком смерти, следует лишь то, что душа, если и пока она существует, не может быть мёртвой, но отнюдь не следует, что душа действительно вечно существует; иначе говоря, поскольку мы берём понятие смерти, как признак, принадлежащий чему-либо существующему, оно не соединимо с душой; но поскольку под смертью мы разумеем просто прекращение существования, оно не есть (подобно самому бытию) логический признак и потому не может противоречить никакому понятию, следовательно и понятию души.

            Франк характеризует неоплатонизм: «позднейшее возрождение платонизма,Ю которое обогатило лпатонизм рецепцией ценнейших элементов аристотелизма, стоицизма и восточного умозрения и развило его в грандиозную и законченную систему» / Франк Предм.зн с.562-563/ и далее излагает плотиновское учение. «Идеальные сущности объединены в разуме (нус_, который тождествен абсолюному бытию, так как он есть единство мыслящего и мыслимого, и вместе с тем единство всего мыслимого. Но если уже каждая идеальная сущность как таковая, будучи вечной, есть основание самой себя и тем самым обладает необходимым бытием (в отличие от временного явления, в котором конкретное существование отлично от его сущности и потому не необходимо), то тем более необходимым бытием обладает то единое всеобъемлющее начало, моментами которого являются отдельные идеи. Истинно сущее есть всецело сущее, т.е. сущее, которому ничего не недостаёт от бытия. В чём бытие тождественно с разумом, и в чём ни бытие, ни разум не есть нечто извне заимствованное, то абсолютно утвреждено в себе; это есть истинное и первое бытие, то сущее, какого хочет разум и какое он сам есть (Эн. VI? 2,21) /с.563/. Франк видит в этом «мысль, которая образует сущность правильно понятого онтологического доказательства» / Франк Предм.зн с.563/. А кроме того в Эн IV, 7 находит и формальное ОД «Душа обладает жизнью не заимствованным и производным образом, а по самому своему существу, и потому не может погибнуть. Бессмертной душа признаётся именно в том отношении, в каком она сама есть «жизнь, как идеальная сущность» (IV, 7, II) | Франк Предм.зн с.564/

            «Мы имеем понятие бытия и тем самым понятие чего-то вообще, сущего не производным, а исконным образом. Суждение «Что-то вообще есть» есть суждение самоочевидное, и никакому скептику не может прийти в голову его опровергать ( ибо, если бы даже всё на свете было иллюзией, сама эта иллюзия была бы). Пока мы останавливаемся на каком-либо частном содержании, мы не можем приписать ему необходимого бытия, ибо оно (как, например, белое) не есть как таковое само сущее, а сущее лишь имеет его; иначе говоря, бытие не есть признак какого-либо частного понятия. Но поскольку мы сосредоточиваемся на сущем, как таковом или на самом бытии, становится очевидным, что оно само в такой же мере должно быть, в какой «белое» должно быть «белым»: бытие, не будучи признаком какого-либо частного содержания, есть необходимый признак сущего как такового или всеединого, как  основы всего мыслимого. Абсолютное бытие есть содержание, в отношении которого сущность совпадает с существованием.» / Франк Предм.зн с.565/

            Франк указывает, что у Плотина Единое «не будучи само сущим, стоит выше сущего как его источник» В свете этого ОД приобретает особенно утончённый характер / Франк Предм.зн с.565/ «Подлинно сущее, будучи условием всего производно сущего и в этом смысле последним началом, является таковым лишь в сфере разума; всё, что есть, имеет своим началом логическую или идеальную необходимость, которая тождественна с бытием самого разума. Но разум предполагает ещё двойственность между мыслящим и мыслимым, или между бытием, как разумом, и бытием как объектом разума; поэтому он предполагает, в качестве последнего, высшего начала, абсолютное единство, которое, будучи выше предметного бытия и разума, есть «единая жизнь» (zoi mia  Эн.VI, 5,12), не мыслящее и не мыслимое, а сама мысль (VI,9,6). не сущее, а бытие, как самосозидание, как творчество бытия (VI, 8.9-20). В этих понятиях намечается уже мировоззрение абсолютного идеал-реализма, для которого даже термин «бытие» не выражает достаточно адекватно всего самодовлеющего, внутреннего, исконного характера основы сущего. В идее «единого» как «первого» «ОД» содержится уже не в виде какого-либо доказательства и даже не в виде непосредственного знания, а в форме жизни, которой нельзя знать в форме предметного знания, а которую можно только иметь, поскольку первое само присутствует в душе человека ( VI, 9,4,9-10). При всей утончённости этой идеи она, в сущности, есть лишь раскрытие того, что предугадывал Платон в своей «идее блага» и в том, что он называл  «о эсти зоон»: абсолютное бытие, здесь, как и у Платона, в последнем своём основании есть абсолютная жизнь. И эта абсолютная жизнь, будучи источником всякого бытия, не допускает вопроса о своём начяале, ибо нельзя спрашивать о начале всеобщего начала (Эн.VI,8,11); о ней нельзя даже сказать, что она необходима сама по себе, не потому, чтобы она зависела от чего-либо иного, а потому, что она есть живое основание самой необходимости ( VI, 8, 18) и, следовательно, стоит выше последней; она есть бытие, как творчество и вечное порождение бытия (Эн.VI, 8, 20) /Франк С.Л. К истории онтологического доказательства с.566/

/Франк С.Л. К истории онтологического доказательства с./

Фокин. Ансельм с.481./

. /Лега. Реферат. С.7/