Материалы тестовой системы по дисциплине "Методы социологических исследований", страница 3

б) определение количества опрашиваемых;

в) определение средних величин признаков объекта.
Шкала в социологии - это:

а) эталон, на который накладываются характеристики изучаемого свойства;

б) линейка для измерения;

в) варианты ответов на вопросы анкеты.
Номинальная и классификационная шкала - это одно и то же?

а) да;

б) нет.

Какая шкала лежит в основе интервальной?

а) номинальная;

б) ранговая;

в) графическая.

Дополните.перечень требований к разработке шкапы:

а) валидность;

б) полнота;

в)                   .

Можно ли назвать шкалу инструментом измерения социальных признаков?

а) да;

б) нет.


7. Шкала, функцией которой является измерение интенсивности изучаемых социальных характе­
ристик, - это:

а) номинальная;

б) интервальная;                                               ,

в) ранговая;

г) графическая.

8. Должны ли применяться математика-статистические методы при обработке полученных в

ходе исследования данных? а) не обязательно; б)обязательно.   .

К ТЕМЕ 6

/. Является ли анализ документов обязательным методом сбора данных в социологических ис­следованиях?

а) да;

б) нет.

2.            Дополните классификацию документов в зависимости от технических средств фиксации ин-

формации:

а) письменные;

б) иконографические;

в) электронные;
г)  .

3.            Какой метод изучения документов дает о них наиболее глубокое представление?

а) количественный;

б) качественный.

4.            Дополните, что может выступать единицами счета при проведении контент-анализа:

а) появление упоминания единицы анализа в тексте;

б) число упоминаний единицы анализа;

в) пространство (площадь под единицей анализа);
г) .

5. Отметьте, при каких условиях целесообразно применять метод контент-анализа (выбрать
варианты ответов):

а) необходимо быстро провести исследование;

б) существует большой массив информации;

в) требуется глубокое проникновение в содержание изучаемого процесса.

6.            Для социолога лучше работать с:

а) вторичной информацией;

б) первичной информацией.

7.            При использовании контент-анализа выделяют (выбрать варианты ответов):

а) категорию анализа;

б) единицу анализа;

в) выбор респондентами друг друга для совместной деятельности.

К ТЕМЕ 7

1.          Всегда ли анкетирование предполагает присутствие анкетера?

а) да;

б) нет.

2. Дополните разновидности анкетного опроса:

а) личный; .

б) почтовый;

в) групповой;

г) опосредованный;

д) индивидуальный или по месту жительства;
ж) по месту работы;

з)_______ .


Анкета - это'

а) простой перечень вопросов;

б) перечень вопросов на определенную тему;

в) перечень вопросов, составленный особым образом с целью получения определенной
достоверной информации.

Какие структурные части можно выделить в анкете (впишите название третьей части):

а) вводная;

б) основная;

в)__________ .

К достоинствам анкетного опроса относятся (выбрать варианты ответов):

а) оперативность;

б) высокая достоверность ответов;

в) массовость;

г) уникальность информации.

Какие из следующих разновидностей относятся к опосредованному анкетному опросу?

а) почтовый;

б) телефонный;

в) прессовый;

г) невключенный.

Укажите оптимальное время проведения анкетного опроса:

а) 10 минут;

б) 30 минут;

в) 40 минут;

г) 1 час.

Сколько человек в день в среднем может опросить анкетер при опросе по месту жительства?

а) 5 человек;

б) 10 человек;

в) 15 человек.

Дополните перечень вопросов, используемых в опросах: а) открытые; б)закрытые;

в) полузакрытые;

г) основные;

Д)__________ .

1. Как называется вопрос, позволяющий отсеивать респондентов, которые не могут дать ин­формацию по данному вопросу?

а) альтернативный;

б) вопрос-ловушка;

в) вопрос-фильтр;

г) дихотомический.

I. Вопросы, позволяющие снять напряжение, перевести респондента на ответы по другому блоку, называются:

а) основными;

б) косвенными;

в) контрольными;

г) буферными.

?. Дополните основные требования, которые должны учитываться при составлении анкеты:

а) правило «воронки»;

б) эффект излучения;

в) приемы по снятию монотонности;

г) правила формулировки вопросов;
Д) .

?. Правильно ли утверждение: общий вопрос должен располагаться перед частным?

а) да;

б) нет.


14. Какие вопросы следует задавать при изучении деликатной темы?

а) прямые;

б) вопросы-фильтры;

в) косвенные;                                                    ,

г) общие вопросы.

К ТЕМЕ 8

/. Можно ли считать интервью беседой на определенную тему?

а) да;

б) нет.

2.           Что из нижеперечисленного относится к характеристике видов интервью (выбрать вариан
ты ответов)?

а) свободное;

б)стандартизированное;

в) фокус-группа;

г)  включенное;

д) прессовое.

3. Интервьюера, имеющего положительное «личное уравнение», следует оставлять для рабо

ты?

а) да;

б) нет.

4. Кто является универсальным интервьюером?

а) студенты;

б) мужчины;

в) женщины;

г) женщины определенного возраста;

д) молодежь.               .' • ,

5.  Что из перечисленного ниже имеет значение для проведения интервью (выбрать вариантъ
ответов)?

а) помещение;

б) темп интервью;

в) наличие ручки у интервьюера;

г) наличие третьих лиц при опросе.

6.            Можно ли использовать работника в качестве интервьюера длительное время (3 или 5 лет)?

а) да;

б) нет.

7.            Дополните особенности проведения телефонного интервью:

а) время опроса;

б) число вариантов ответов;
в) .

8. Верно ли утверждение: стандартизированное интервью оказывает наименьшее влияние ш
респондента?

а) верно;

б) неверно.

К ТЕМЕ 9

1.          Кого можно считать экспертом?

а) особо отличившегося в чем-либо человека;

б) человека, являющегося компетентным специалистом в своей области;

в) любого специалиста по данному вопросу.

2. Дополните, в какой форме можно проводить экспертный опрос:

а) анкетный опрос;

б) интервьюирование;                                                                                     : ".-

в) беседа за «круглым столом»;

г)  «мозговой штурм»;
Д)