Книжная справа в первой пол. XVII в. и при патр.Никоне. Её влияние на старообрядческий раскол, страница 3

В 1649 г. в Москву приехал патр. Иерусалимский Паисий, который очень заинтересовался делом исправления книг и во многом находил неверными рус­ские обряды, поскольку они отличались от греческих. Под влиянием общения с гостем возник план посылки Арсения Суханова на Восток за книгами. Позже Пат­риарх решает отправить в Москву побольше знающих церковно-славянский язык греков для работы с книгами и обучения русских греческому языку.

В 1650 г. была отпечатана по древнейшим пергаментным спискам т.наз. Ря­занской редакции Кормчая книга, но через два года она была пересмотрена и издана с некоторыми дополнениями и изменениями уже при патр. Никоне.

Можно сказать, что предшественниками патр. Никона больше делалось для издания книг, нежели для их уточнения и исправления.

Особо важную роль в деле исправления книг и обрядов сыграл патр. Ни­кон, поэтому стоит уделить его личности особое внимание. Никита родился в 1605 г. в крестьянской семье в Нижегородской области. Он рано лишился мате­ри и от мачехи терпел много горя. Юношей он нашёл силы и возможность выу­читься грамоте. Его энергия и таланты не позволяли ему долго оставаться в род­ной ему среде. Некоторое время он проводит в Макарьевском Желтоводском мо­настыре, но по просьбе родственников возвращается и женится. В двадцати­лет­нем возрасте он уже стал священником, причём настолько заметным своими достоинствами, что приезжавшие на нижегородскую ярмарку купцы уговорили его перейти в Мосвку.

Прожив десять лет с супругой и потеряв всех детей, он, уговорив её уйти в один и столичных монастырей, сам уходит в пустынный Анзерский скит на Бе­лое море, затем в Кожеезерскую обитель. Слава его иноческих подвигов дос­ти­гла столицы и когда в 1646 г. он прибыл в Москву, то оказал неизгладимое впе­чатление на юного и религиозного царя Алексея Михайловича (1645 – 1676), по желанию которого Никон был поставлен архимандритом Новоспасского мо­настыря. В 1648 г. Никон был посвящен в митрополита Новгородского. В июле 1652 г. Никон многократно отказывался от поставления в Патриарха Москов­ско­го до тех пор, пока царь и бояре не дали особое обещание слушаться его во всём, «как пастыреначальника и отца крайнейшего» [3, с.190]. Для Никона очень важно было «получить полную и неограниченную власть в Церкви и он хотел вырвать от царя и Собора право бесконтрольно, без вмешательства ду­хо­венства и правящего класса бояр и дворян проводить те реформы, которые он уже наметил» [3, с.188]. С.М. Соловьёв в следующих словах характеризует пат­ри­арха: «с ясным умом Никон не соединял образования,.. с необыкновенной энер­гией Никон не соединял вовсе благодушия, снисходительности, не умел вносить в отношения к людям теплоты и мягкости, примиряющих с превосход­ством человека, с его влиянием. Он был властолюбив и тем более неприятно да­вал чувствовать своё властолюбие, что был жесток и вспыльчив,.. не умел обра­щать внимание на то, что говорил и делал» [4, с. 204].

В основном стремления патриарха Никона были направлены к усилению духовной власти по отношению к светской и дело книжной справы, начатое его предшественниками, несмотря на те результаты, которые оно принесло, отнюдь не было для него основным. Но он задумывался о возвышении России, как прав­ославного царства во всём мире, «а для этого необходимо уровняться с греками в обряде и чине. Следовательно, и поправлять книги и обряды надо не по древ­ним славянским, а по греческим текстам, и именно нынешним» [2, с.148]. А.В. Карташев отмечает, что внимание патр. Никона привлекли некоторые выра­же­ния Деяний Константинопольского Собора 1593 г., окончательно утверждав­ше­го русское патриаршество, которыми «русский Патриарх обязывался быть со­гла­сным во всём с восточными собратьями и ради этого изглаждать всякие раз­ногласия» [2, с.151]. Но всё-таки и этот подход не был новым для времени патр. Никона, ибо уже при патр. Иосифе вызванные из Киева справщики начали рабо­ту с греческими образцами.

К 1650 г. наиболее известными справщиками были иером. Иосиф Наседка (бывший протопоп Иван) и протопоп Черниговского собора Михаил Рогов. Воз­главлял их прот. Иван Ванифатьев  и его друзья – протопоп московского Казан­ского собора Иван Неронов (1591 – 1670­­) и прот. Аввакум (1620 – 1682).

В 1653 г. Арсений Суханов вернулся из своей второй поездки на право­слав­ный Восток, откуда он привёз около пятисот книг. Около пятидесяти книг бы­ло прислано на Русь с Афона и около двухсот прислали в Москву восточные патриархи. С начала 1654 г. патр. Никон берёт печатный двор в своё подчине­ние и лично назначает справщиков. К его сотрудникам добавились тогда иеро­мо­нах Епифаний Славинецкий, его ученик иеродиакон Евфимий, знавший гре­ческий, латинский, еврейский и польский языки, Иван Озеров, ученик Киевской Академии и Арсений Грек.

Ошибочность исправления книг по греческим образцам состояла в том, что за основу были взяты современные, изданные в странах Запада книги. Но, как следует из предисловий печатных изданий того периода, каждый перевод сравнивался и с древними греческими рукописями. Недостаток заключался в том, что так и не был выработан критерий, по которому эти рукописи отбира­лись и в каждом отдельном случае взятые книги производили различные впе­ча­т­ления на переводчиков и справщиков, или делались разные, кажущиеся им пра­вильными в тот момент, выводы. Отсюда в нескольких изданиях одной и той же книги могли содержаться различные указания по одному и тому же вопросу, что кроме разногласий и смущения ничего на приходах не вызывало.

­­По повелению вдохновлённого идеей исправления книг, а, следовательно, и обрядов по греческому образцу патр. Никона из изданий Псалтири 1652 – 1653 гг. было опущено две статьи: о двуперстном сложении крестного знамения и о шестнадцати земных поклонах на молитву «Господи и ­Владыко живота мо­его». Это вызвало протест справщиков и двое из них – Иосиф и Савватий – ос­та­вили работу. Перед Великим Постом 1653 г. патр. Никон издаёт «Память» сле­дующего содержания: «По преданию Св. Апостол не подобает в церкви ме­та­ния творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны. Еще и тремя бы персты есте крестилися» [2, с.151]. Этим задет был самый употребительный и близкий каждому верующему человеку образ перстосложения. Друзья и со­рат­ни­ки патр. Никона – протопопы Иван Неронов, Аввакум Юрьевский и др. – рас­ценили этот краткий и ничем для них не мотивированный указ, как объявление войны. На стороне реформ Патриарха был Стефан Ванифатьев, но его посред­ни­чество не смогло примирить противоположные точки зрения. Так был зало­жен фундамент раскола.