Катехизация и миссия – направление усилий, страница 2

С другой стороны, неорганичный для духовной, внутренней жизни язык мероприятий и отчётности, свойственен и понятен миру. Поэтому, собирая и публикуя сведения о нашей внешней активности и внешних успехах, мы получаем возможность зримо доказывать тем, кто утверждает или кому кажется, что Церковь не действует в мире, что Церковь действует.

Но сами-то мы должны понимать, что реально деятельность Церкви глубже того, что мы можем зарегистрировать, и не поддаётся статистическому учёту. Вспомним, как много храмов было построено в России в начале ХХ века, и как эти внешние успехи мало соответствовали реальному положению дел. И, наоборот, 40-50 лет назад казалось, что церковная жизнь в России вот-вот заглохнет, а на самом деле в глубинах народной души зрел колоссальный духовный подъём. Православие распространяется от человека к человеку, от сердца к сердцу, а зачастую Бог призывает нас в Церковь сам, без прямого воздействия других людей.

Поскольку при обсуждении вопросов катехизации и миссии обычно даётся завышенная оценка организации лекций, бесед, собраний и т. п., значение других видов церковной деятельности – богослужения, проповеди, пастырства – занижается. Считается, что эти виды деятельности разумеются сами собой. Но, ведь, они и есть  важнейшая и наиболее эффективная с точки зрения обращения людей ко Христу и их воцерковления деятельность.

А иногда под видом миссионерской новации нам предлагается и вовсе не церковное, с точки зрения распространения Православия – вредное поведение. Кто-то даже, кажется, пробовал использовать в миссионерских целях  такие обычно применяемые сектантами технологии, как приставание на улицах, раздача прохожим брошюрок и листовок, обласкивание незнакомых прихожан и т. п. Но, ведь, нужно понимать, что это для сектантов характерно стараться овладеть волей человека и заманить его в своё, как им кажется, святое сообщество. А Бог хочет, чтобы человек свободно к Нему обратился; значит, и мы должны с благоговением относиться к человеческой свободе.

Говорят, что в наших приходах и монастырях мало любви в сравнении с некоторыми сектантскими общинами, где людей, по выражению самих сектантов прямо-таки «бомбардируют любовью». Что у нас мало любви, это плохо;  мы должны в этом каяться и стараться исправляться, стараться исполнять заповедь о любви к ближнему. Но, если у нас любви не хватает, то лучше пусть её пока не хватает, только «бомбардировки любовью» - этого лицемерия пусть не будет совсем.

Может показаться, что сказанное выше поощряет духовенство к бездеятельности. На самом деле, наоборот, все священнослужители должны быть деятельными, должны постоянно пребывать в духовном делании. Если не всегда и не всякий священник должен идти в мир проповедовать нецерковным или едва церковным людям, то всякий приходский священник всегда должен быть на своем месте и должен быть готов принять любого человека, с любовью вникнуть в его духовную нужду, ответить на вопросы,  дать наставление ищущему наставления.

И нельзя ведь забывать о том, что благоговейное совершение богослужений само по себе имеет глубокое миссионерское значение, потому что призываемая в церковной молитве благодать Божья привлекает людей к Богу и в Церковь. Но, кроме того, и внешняя миссионерская, катехизаторская, образовательная активность христиан должна быть укоренена в молитве и в литургии. А, если нет, то какова же цена такой активности?

В вопросе о подготовке к крещению или к первой исповеди взрослых людей, кажется, все Православные христиане согласны, что нельзя крестить и причащать всех подряд. Конечно, нужно посильно вникать в душевное состояние и намерения человека, чтобы помочь ему подготовиться к таинству и к дальнейшему вхождению в церковную жизнь. Но нельзя быть и слишком требовательными к приходящим людям. Наша задача не столько отсечь недостойных, сколько помочь тем, кто тянется к Богу. И, во всяком случае, необходим индивидуальный подход к каждому человеку.

Если, как было уже сказано, в деле воцерковления и приобщения  к таинственной жизни Церкви взрослых прихожан менее всего имеют значения разные мероприятия (хотя и они иногда бывают полезны, потому что Дух дышит, где хочет), а наибольшее значение имеют богослужение, проповедь и индивидуальная пастырская работа, то для детей может иметь большое значение воскресная школа.

Для детской воскресной школы воцерковление учеников – главнейшая задача. В детской воскресной школе особую роль играет общение с педагогами. Причём роль может быть, как положительной, так и отрицательной, потому что общение с педагогами полезно по мере веры и благочестия самих педагогов, их любви к детям и умения общаться с детьми.

И в заключение. Конечно, желательно, чтобы духовенство и глубоко  воцерковлённые прихожане проявляли благодатную активность в церковной миссии, катехизации и религиозном воспитании нашего народа. Но эта активность должна быть свободной. К ней можно призывать, ей можно учить, можно и нужно показывать пример. Но не нужно административно понуждать. Как невольник не богомольник, так невольник и не миссионер. Свободная деятельность по движению благочестивой души даже немногих людей даст лучший плод, чем массовые, но вымученные давлением начальства мероприятия (призывы к такому давлению периодически приходится слышать от некоторых священников). Пусть плод этот будет не таким ярким на вид, как выращенный на административных удобрениях, но зато он будет настоящим.