История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство

Страницы работы

34 страницы (Word-файл)

Содержание работы

11.09.96

Книги для предмета

1. Настольная книга для свящ... 4 том

2. Настольная книга Булгакова ***

3. Антонов. "Храм Божий и церковные службы"

4. Лебедев. "Понятие богослужения в ПЦ"

Тема: История церковного устава (ЦУ)

Евхаристия от греч "евхаристо" - спасибо, т.е. благодарение.

В начале на Тайной Вечери Господь положил основу Богослужения словами: "Приимите, ядите..." Потом появилось чтение Св. Писания (Евангелия и Посланий). Потом прибавили молитвы о оглашенных, болящих, путешествующих и т.д. Потом Василий Великий и Иоанн Златоуст систематизировали и написали единые уставы Литургии. Всенощные бдения и утренние службы были написаны и введены в богослужение Саввой Освященным (VI в.). Это иерусалимский устав.

Основание икон: мы изображаем образ, который возвдит ум наш к Первообразу. Здесь можно читать Феодора Студита. Студийский монастырь впервые ввел общежительный устав, который подразумевал регулярные службы (вечерня, повечерие, полунощница и т.д.).

Антоний Печерский (первый русский монах) привез на Русь студийский устав. Первые всенощные бдения начинались в три часа дня и заканчивались ранним утром. Это всенощные бдения Саввы Освященного. И сейчас эти службы служатся в нашей Церкви в сокращенном виде.

Типикон пришёл из Греции. Русские дополнили его службами своим святым, пасхалией, тропарями и т.д. Окончательно Типикон сформировался до Петра I. Патриарх Никон не успел закончить, систематизирвать и обобщить все типиконы (греческий, русский, иерусалимский).

16.09.96

Тема: Храм и его различные названия.

Храм по латыни "темплум". Есть особые здания, посвящённые Богу, и после освящения архиереем или при наличии священника (?) предназначен для Богослужения, особенно для совершения Евхаристии.

Главное в храме - это наличие антиминса.

Название храмов

1. Ставропигиальный храм (или монастырь), - это храм, который подчиняется только патриарху. "Ставрос" - греч. "крест", "пигними" - греч. "устанавливаю", "полис" - город. В этих храмах на ектении поминают _только одного патриарха_.

2. Кафедральный - главный храм в епархии архиерея, где находится его кафедра. Обычно это соборы.  Если справа от царских врат стоит архиерейский жезл (всегда), то это кафедральный храм.

3. Приходской.

4. Кладбищенский.

5. Домовые храмы или церкви. При дворцах, учебных заведениях и т.д.

6. Крестовые церкви - это личная церковь архиерея.

Храм получает своё название только от центрального престола.

_Тема:_ Места богослужения христиан в первые III века. Катакомбы и базилики.

Катакомбы - это подземные кладбища, еде хоронили всех (и язычников и христиан).

Гроб мученика называется саркофагом. На нём совершали литургию. Катакомбы были за городом и христиане прятались там по ночам, молились и совершали литургию, потому что римляне не трогали и не вторгались в места упокоения своих предков.

Базилики - это царские покои или чертоги. Цезарь Константин отдал христианам лучшие светские здания (суды и т.д.). Это и были базилики (базилевс - царский). Они представляли из себя вытянутое здание с покатой крышей изве и с 2-мя (может и больше) рядами колонн и плоским потолком. Хоры находились справа и слева от алтаря. Получив базилики, христиане приподняли противоположный входу конец здания, построили стену полукругом и таким образом сделали алтарь.

_Тема:_ Символические изображения в катакомбах.

Спаситель в катакомбах изображается в виде агнца.

Голубь встречается - это символ Св. Духа и кротости.

Божия Матерь изображается в образе иконы "Оранта" (похожа на нашу "Знамение").

Есть изображение феникса - это изображение неумирания и символ воскресения.

Павлин - символ бессмертия, т.к. павлин по смерти не разлагается.

Рыба - по гречески "инфис", т.е. Иисус Христос Божий Сын Спаситель (по первым буквам слова "инфис").

Якорь - символ надежды.

_Тема:_ Архитектура храма.

В постановлениях апостлов говорится: "Церкви да будут продолговатые, наподобие корабля".

Но позже строились храмы в виде многоугольника или креста и назывались мартирион.

Место скрещения двух базилик приподняли на арках и образовался купол в виде греческой камилавки.

Шедевром этого стиля является храм Софии константинопольской.

Этот стиль построения первонасально назывался византийским (IV в.) Могло и не быть боковых приделов. По сути это базилика с куполом (с одним).

_Тема:_ Русская храмовая культура.

София Киевская (храм) в 1036 г. была построена в византийском стиле, но потом верхнюю часть перестроили в многокупльную систему. София Новгородская имеет такую же судьбу, что и София Киевская. Однако, внутри они такие же как и раньше. Успенский собор во Владимире - это тоже византийский стиль.

Начиная с XII века русские люди стали строить сами белокаменные храмы (сначала однокупльные (собор Покрова на Нерли), а потом и многокупльные) с куплом в виде луковицы и с полукружной стеной с восточной стороны (это алтарь - абсида), отступая от византийского стиля. Эти храмы были высоко подняты:

Белокаменные многокупльные храмы - это начальный русский стиль.

В XV и XVII вв. начинают появлятся двухэтажные храмы.

Особенно на Руси распространено деревянное зодчество (храм в Кижах (деревянный)). Эти храмы были построены в столбовой или шатровой схеме или стиле.

Этот шатровый стиль был перенесён на каменные храмы. Это Успенский храм в Москве (храм Василия Блаженного). Далее этот стиль развития не получил.

В XVIII в. царь Петр I принёс на Русь светский стиль построения храмов - барокко (собор в Александро-Невской Лавре, Воскресенский храм в Смольном, Андреевский собор в Киеве).

В XIX в. наблюдается возврат к византийскому стилю. Появились храмы в псевдовизантийском стиле. Это храмы с одним куполом и русскими особенностями (вместо базилики - круглые формы храма).

Сейчас в XX в. происходит возврат к русскому стилю - это белокаменные вытянутые прямоугольные храмы, но с пятью куполами, а не с одним. Это так называемый новорусский стиль.

_Тема:_ Западная архитектура.

Вся западная архитектура пошла по заподному (римскому) стилю - это базилика, колонны и т.д.

1.Романский (латинский) стиль X-XIII вв. Над входом две каменные башни. Внутри колонны соединены арками.

Это тёмные и малоудачные храмы.

2. Готика. Название от названия племени готов-варваров. Множество храмов в Германии, поэтому этот стиль называется германским.

Стиль подразумевает коническое устремление башен в небо, наличие витражей, сводчатых потолков и т.д. Это XIII-XV вв.

Кроме того, в этих храмах много скульптур, есть узкие вытянутые окна. Это католические храмы.

3.Эпоха Возрождения. Это Казанский, Исаакиевский соборы, Собор св. Петра в Риме. Это очень большие соборы, в основе - базилика, вверху храма скульптуры, один купол, наличие колонн в коринфском стиле. Т.о. это синтез романского, готического, византийского и греческого стилей.

Коринфсткая колонна:

Наличие богатой лепки.

* Форма крестов.

Одна из форм:

Она обозначает корабль спасения или якорь надежды.

Похожие материалы

Информация о работе