История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.), страница 6


139


138



сначала, конечно, в Москве, но скоро и на всей остальной территории СССР, возвращалась к идеям тридцатых годов о бесклассовом и безрелигиозном обществе, в создании которого особая роль была предоставлена антирели­гиозной пропаганде. В 1958 году в аппарате КП уже начинался перевес тех сил, которые были за строгое ограничение влияния Церкви.

Уполномоченный но делам совета СМ СССР Русской Православной Церкви А. Сахаров в отчёте за 1958 год высказал опасение за собрание такого большого количества людей в Кафедральном соборе после праздничных богослужений и просил у совета по делам СМ СССР Русской Православной Церкви разрешения принять соответствующие меры, чтобы впредь не допус­тить таких собраний священников и верующих, основываясь на том, что храм предназначен только для совершения богослужений. Это позволяет думать, что если бы члены прихода организовали "трапезы" в церковные праздники, то уполномоченный запретил бы их. Но, может быть, уполномоченный уже высказал какие-нибудь предупреждения и именно поэтому в 1959 году на празднике Рождества Христова после богослужения традиционный "Вифлеемский вечер" не состоялся.

В конце пятидесятых годов всё чаще встречались случаи, когда процесс богослужений был нарушен, особенно в праздник Воскресения Христова. Появились шумные молодёжные группы, которые в церковь приходили с целью нарушить праздничное настроение верующим. Такие провокации своей кульминации достигли в 1960 году. В Кафедральном Христорождественском соборе в 1960 году в праздник Воскресения Христова шумная толпа молодёжи уже до полуночи у главного входа в Кафедральный собор со свистом и кри­ками ждала выхода крестного хода. Чтобы избежать столкновений, в крест­ный ход вокруг Кафедрального собора пришлось выходить через боковую дверь. Но и этого было мало, и во время богослужения около часа ночи на крышу Кафедрального собора залез некий комсомолец, Руслан Смирнов, ко­торый начал бить стекла в главном куполе. Но, к счастью, благодаря конструк­ции купола, стекла не упали вниз на головы богомольцев. И хотя на время в богослужении возникло смятение, всё-таки его удалось устранить, и праздничное богослужение смогли провести до конца. Похожие инциденты происходили во всем Советском Союзе. В Таллине в 1960 году богослужение в праздник Воскресения Христова даже не смогли провести до конца, потому что в Кафедральный собор ворвалась завывающая толпа и начала толкать и пинать ногами молящихся. В Москве на Патриаршем богослужении в это же самое время какой-то комсомолец добрался до алтаря и палкой ударил Патриарха по голове.

Общий характер инцидентов доказывает, что они были специально устроенной провокацией органов КП, цель которых была понизить автори­тет Церкви в глазах жителей. Фактически это были церковные преследо­вания, которые начались уже тогда, когда в Латвии восстановилась совет­ская власть, но особенно усилились в конце пятидесятых годов, и которые

140


организовала или санкционировала советская власть. Что верующие могли делать в таких обстоятельствах? Отношение большей части к этому могло быть такое же, как у митрополита Вениамина: "Правда, эти преследования Церкви в Советском Союзе вызывают во мне большую боль, но я это оцениваю как Божие испытание и терплю." Часть прихода отошла от Церкви. Епископ Иоанн (Алексеев) в своих проповедях очень старался подбодрить приход, чтобы верующие не боялись и не печалились отпадению многих от Церкви, потому что остаются лучшие. Отец Владимир (Блазма) в 1960 году после событий Воскресения Христова призывал верующих не терять веру и заглянуть поглубже в себя: "Намного больше, чем те наруши­тели порядка, нас волнует отношение самих верующих... большая часть этих верующих в церковь приходит один или два раза в год, как раз во время Великого поста, "чтобы себя обезопасить", если вдруг там действительно что-то есть... Такое отношение не может способствовать  процветанию Церкви." Духовенство в скорбной ситуации Церкви в первую очередь обращало во внимание отношение самих верующих к Богу.

В рассмотренный период приход Христорождественекого собора сопри­коснулся с тем, что была ограничена возможность прихода действовать вне богослужений. Члены прихода столкнулись с давлением атеистов по месту работы, в учебных заведениях, во внутренней жизни прихода духовная общность сохранилась без особых изменений почти до конца существования Кафедрального Христорождественского собора. Хотя после смерти архи­епископа Филарета (Лебедева) приход острее почувствовал усиление антире­лигиозной пропаганды, но основные позиции ни в духовном, ни в материаль­ном смысле не потерял. Кажется, что именно поэтому органы советской влас­ти, потерпев неудачу, воздействуя на приход идеологическими методами, решили перейти к физическим средствам влияния - отобрать у верующих то, что их объединяло, самое дорогое, что им принадлежало - храм.

2. Клир Кафедрального собора с 1944 по 1961 год.

Уже в советское время в Кафедральном Христорождественском соборе богослужения проходили регулярно каждый день, поэтому там служили по крайней мере два священника, диаконы, псаломщики, которые были подчи­нены настоятели» Кафедрального собора.

Целых двадцать лет в Кафедральном Христорождественском соборе обязанности настоятеля были доверены о.Иоанну Янсону (1878 г.р.). Отец Иоанн принадлежал к тому поколению священников, которые получили теологическое образование и начали служить священниками ещё до революции. Получив хорошее образование в Рижской Духовной семинарии, гце позже он сам выполнял обязанности ректора, отец Иоанн в 1900 году отправился в Петербург, чтобы продолжить учёбу в Петербургской Духовной Академии, которую закончил в 1905 году со степенью кандидата богословия.

141