История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.), страница 5

об общности членов своею прихода, что было немаловажно в советское время, когда враждебная Церкви власть старалась ограничить верующим любую возможность взаимного общения и поддержки друг друга. Архиеписк­оп Филарет любил бывать вместе со своими прихожанами, поэтому во время престольного праздника Кафедрального собора в подвальном помещении ор­ганизовывалось общее угощение, в котором принимало участие Рижское духовенство с членами семей, певцы Кафедрального собора, служащие монас­тыря с сестрами, члены прихода,  гости из Лютеранской Евангелистской Церкви - архиепископ Г. Тур, которого с Филаретом связывала личная дружба, и некоторые лютеранские священники. Обычно в этих угощениях принимало участие около ста человек. "Вифлеемские вечера" не ограничива­лись только праздничной трапезой, думали и о духовности. Обычно читали проповедь на соответствующую тему из Евангелия продолжительностью при­мерно сорок минут. На праздник Рождества Христова 1955 года проповедь "О значении Евангелия в жизни человека" читал священник Николай Харитонов. Каждый  присутствующий мог свободно задавать  вопросы архиепископу Филарету, который давал исчерпывающие ответы на любой интересующий вопрос. Надо отметить, что разговоры велись только на духовные темы, не за­трагивая политику. В течение вечера время от времени архиепископ Филарет просил хор спеть что-нибудь из репертуара духовной концертной музыки и сам всегда говорил что конкретно желает слышать, потому что он отлично ориен­тировался в духовной музыке.

Традиционные "Вифлеемские вечера" в Кафедральном Христорождественском соборе в годы советской власти много дачи служащим Церкви. Священники могли обменяться опытом, а также между членами их семей развивались близкие отношения. Это всё рождало чувство общности, которое было необходимо, чтобы верующие могли выдержать эти трудные для Церкви времена. Невестка Лаврентия Голубкина вспоминает, что свекор, вспоминая эти вечера, говорил: "Мы чувствовали себя, как в катакомбах." И сама Л.Голубкина, у которой была возможность принимать участие в одном из таких угощений, удостоверяет, что ощущение было действительно особое. Казалось, что все,  кто в тот час находились в трапезной,  полностью отключены от внешнего мира. Все свои, одинаково верят, можно поговорить об общих проблемах, просто побыть вместе. Общие угощения в помещениях Кафедрального Христорождественского собора проводили и на праздник Воскресения Христова,  но "Вифлеемским  вечерам"  особое настроение придавало то, что праздник Рождества Христова заодно был и престольным праздником Кафедрального собора. Нельзя не упомянуть ещё один вклад архиепископа Филарета на благо Церкви. В то время, когда вообще духовную литературу не было возможности издать, в 1956 году с благословения архи­епископа Филарета    Епархиальный  Совет издал  красиво оформленный помянник, в котором были помещены главные православные молитвы о живых и об усопших.


137


136




В феврале 1957 года, по пути в Вильнюс, архиепископ Филарет тяжело заболел (кровоизлияние в мозг). До ноября архиепископ находился дома, ни потом, парализованный, лежал в больнице, где но очереди у его постели дежурили представители духовенства. 25 мая 1958 года архиепископ скончался. После панихиды его гроб с телом Владыки вынесли из Кафедрального собора и поместили в автомашину, чтобы, согласно желанию архиепископа, отвезти в родной Мичуринск. Из представителей Кафедральною собора гроб провожал иподиакон И. Аппел. После смерти Филарета в последние годы существования Кафедрального Христорождественского собери в Рижской епархии опять не было постоянного епископа. Временно управлять Латвийской епархией назначили епископа Таллинского и Эстонского Иоанна (Алексеева). Рижской епархией он управлял с 1958 по 1961 г. Целых двадцать три года (1921-1944) отец Иоанн проработал учителем в Таллинских школах, параллельно с 1931 года служил священником, после смерти жены в 1952 году он стал монахом, а в 1955 году его посвятили в епископы. А. Сахаров характеризует епископа Иоанна как жизнерадостного, улыбчивого человека, у которого была видная внешность и хорошо поставленный голос. Епископ хорошо проповедовал, это привлекало верующих.


Пояорень архиепискипа Филарета (Лебедева) 26 мая 1958 года


Постоянным местонахождением епископа Иоанна (Алексеева) был Таллин, в Ригу епископ Иоанн приезжал, чтобы совершать богослужения. В проблемы жизни местной Церкви епископ Иоанн не углублялся по уже


Епископ Таллинский Иоанн (Алексеев) управляющий Рижской епархией с 1958 - 1961 год

упомянутой причине, а оставил всё управление епархией в ведение Епархиаль­ного Совета и его председателя, протоиерея Н. Смирнова.

В жизни Кафедрального собора после смерти архиепископа Филарета можно было чувствовать, что приходу не хватает такого духовного руководи­теля и защитника, каким был архиепископ Филарет, который умел внут­реннюю жизнь прихода держать как-будто в изоляции от внешнего влияния. Архиепископ Филарет почти всё время находился на месте и умел регули­ровать отношения с советской властью так, чтобы у советской власти не было причин обвинить Церковь в незаконном противовластном действии. Внешне деятельность архиепископа выражала патриотическую позицию. Архиепископ Филарет принимал участие в пленумах ]953 г. и 1955 г. в защиту мира во всем мире, где прочитан рефераты соответствующего характера. Свои действия в отношении посвящения новых священников архиепископ обычно согласовы­вал с уполномоченным. Это показывает, что архиепископ церковную жизнь знал изнутри, и в отношениях с органами советской власти, к тому же он являлся и тем, кто поддерживал равновесие в отношениях между обеими сторонами. Когда архиепископа Филарета уже не стало, перевес силы всё больше склонялся в сторону советской власти. В жизни Кафедрального собора  это   сказалось  хотя   бы   в  том,   что  больше   не   происходили "Вифлеемские вечера". Это можно объяснить тем, что не было постоянного епископа, а также и тем, что власть в общественной жизни всё больше,