История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.), страница 2

лично говорил с Б.Голубкиным, но замысел уполномоченного не удался, и и 1953 году архиепископ Филарет (Лебедев) посвятил Б. Голубкина в диаконм хотя испытания на этом ещё не окончились. В 1954 году молодого диакон.> призвали в Советскую Армию. Опять соответствующие органы предлакии отказаться от Церкви. Супруге Б. Голубкина предлагали повлиять на мул.' чтобы тот отказался от веры в Бога, тогда бы его оставили служить в Рш* устроили в солдатский ансамбль песни и пляски, разрешили бы каждый дпи ходить домой. Как жену служащего культа после окончания ЛГУ нигде и > государственную работу не принимали и Л. Голубкину. За свою веру ни страдали даже дети. При митрополите Вениамине в Кафедральном собор прислуживал ученик седьмого класса Лев Бобков. Когда об атом узнали и школе, немедленно вызвали родителей. Потом какое-то время Лев вообще иг приходил в церковь, но через год опять продолжил служить в Церкви. В 195,' году в Кафедральном Христорождественском соборе, кроме Льва Бобкова, в алтаре прислуживали ученик средней школы Юрий Епазма и ученик т[«' тьего класса Юрий Волоников. Все эти мальчики происходили из религиозны х семей, и поэтому вызовы родителей в школу обычно не приносили резуш. татов.

Это только несколько примеров, которые доказывают, что советск;ш власть использовала все возможные средства, чтобы отлучить верующих 01 Церкви; особенно старались, чтобы дети и молодежь не входили в сост;ш членов прихода. Были такие, что не выдержали натаска советской власти и перестали ходить в церковь, но большинство по-прежнему стремилось к духовному утешению, которое можно было получить только в церкви, потом\ что там говорили о вечных ценностях. Внешнему миру это казалось чем-ю нереальным, ненужным, устарелым, но для верующих прихожан их вера и вечные ценности была необходимостью и источником жизни, который давал силу и понимание для выживания в конкретных обстоятельствах.

В одной из проповедей, посвящённых женам-мироносицам, отец Владимир (Блазма) (служивший в соборе с 1951-1961 г.) призывал верующих подражать этим женщинам, несущим миро, которых чествовали за их верность, Бескорыстие, любовь и бесстрашие. Каждый верующий обязательно чувствовал актуальность этих качеств в своей жизни, хотя с тех пор прошло уже почти две тысячи лет.

В советское время верующие, которые всё-таки посещали богослужения, знали, почему они это делают, несмотря на то, что посещение церкви бы.'ю связано с риском потерять уважение в глазах окружающих, потерпеть мате­риальные убытки. Важно было, чтобы между верующими было сознание общности и духовное руководство. В Кафедральном Христорождественском соборе в этом случае ведущая роль принадлежала епископам. После отъезда епископа Рижского Иоанна (Гарклавса) на запад при отступлении немецких войск    осенью     1944  года,  кафедра в Латвийской епархии оставалась вакантной до августа 1945 года, когда епархией Латвии поручили управлять


Митрополит Вениамин (Федченков) (1947-1951)

В августе 1947 года Патриарх Алексий, на­конец, назначил в Латвийскую епархию по­стоянного архиерея, и скоро в Риге появился   . митрополит Вениамин  (Федченков), поис­тине исключительная личность не только в масштабе Русской Православной Церкви, но и  широко   известная   вне  Церкаи.  Отец Вениамин был посвящён во епископа ещё до революции.   Будучи   главой   духовенства армии и флота адмирала П. Врангеля, в 1920 году    епископ    Вениамин    эмигрировал сначала в страны Европы, а позже отпра­вился в США, где и остался до 1947 года, но канонические связи с Патриархией Москвы не прервал. Служа и Латвии, митрополит Вениамин продолжал переписку с многими адресатами   за   границами    СССР   и   в Советском Союзе, таким образом распространяя свои взгляды и делясь духовным опытом.    Будучи    главой    Рижской    и Латвийской епархии, митрополит Вениамин много делал для духовной жизни верующих. Прежде   всего   на   людей   неизгладимое впечатление производила сама личность митрополита.  На богослужениях епископа царила особая атмосфера, которую излучал митрополит и передава­лась всем присутствующим: и священникам, и обыкновенным верующим. Каждое воскресенье кафедральный собор во время богослужения епископа бш полон, люди  просто не могли  не приходить.  Как  вспоминает отец Серафим (Шенрок), митрополит своими духовными проповедями собирал "почти всю Ригу"- Митрополиту Вениамину ещё удалось получить "добро" на бюллетеня Рижской епархии "Вести" в конце сороковыз^годов, ко-

А94^_года_прянварь_1950 года^ышел четыре^аза, 4енный А. Сахаров запретил его, считая его неугоду

объём

самом начале органы Советской власти до минимума ограни бюллетеня, разрешая помещать информацию общего характера, к примеру, о перемещениях священников на другие места служения. В номере бюллетеня за 1950 год были помещены некоторые короткие статьи митрополита Вениамина по вопросам теологического характера, которые как-будто не были связаны с повседневной жизнью. Митрополит писал о необходимости священникам


130


131