История прихода Рижского Кафедрального Христорождественского Собора после 2-ой мировой войны (1944-1961 гг.), страница 10

личном опыте, что, несомненно, производило глубокое впечатление на слушающих. 24 апреля 1960 года в Кафедральном Христорождественском соборе после прошедшего праздника Воскресения Христова отец Владимир в проповеди говорил о непорядках в Церкви, к тому же, больше волнуясь об отношении к Церкви самих верующих, чем о злобном отношении к верующим окружающих. Отец Владимир был озабочен тем, что многие, приходящие в церковь, потеряли веру в реальность Воскресения Христова и посещают храм только раз в году, в большие праздники, "чтобы обезопаситься в случае, «если там что-то есть»". Отец Владимир (Блазма) не боялся говорить, что такое отношение верующих является причиной того, что в Церкви не хватает свя­щенников, на их место нередко становятся недостойные люди и что процве­тание или разрушение Церкви "полностью зависит от самих верующих". Опасения пастыря прихода оказались обоснованными, так как неполный год спустя приходу Христорождественского собора пришлось отдать свой храм атеистам и переселиться на окраину города.

На закате дней отец Владимир (Блазма) обобщил свои мысли по духовным вопросам в письменном виде и оставил своим детям сочинения в четырёх частях. Во втором томе, который посвящён Великому посту, всюду чувствует­ся истинная забота автора о каждой душе и благородство в исполнении обязанностей священника.

Вместе с отцом в Кафедральном соборе иподиаконом служил сын Владимира Блазмы Георгий (Юрий) Блазма, которого в 1956 году архиепи­скоп Филарет посвятил в диакона и перевёл в Дзинтарскую церковь Казанской Божией Матери, потом в церковь Всех Святых. Отца Георгия (Блазму) посвят или также и в священника, однако вскоре он был вынужден уйти за штат. Ещё в 1960 году, когда отец Георгий служил в Челябинской епархии, местные ор­ганы власти предложили ему "сотрудничество". Пришлось выбирать: или остаться в Церкви и стать предателем, или уйти за штат, но с чистой совестью. Отец Георгий выбрал второе и в 1960 году вернулся в Латвию. Служение Церкви отец Георгий продолжал, но по-другому: выполняя ремонтные работы в храмах. В 1961 году отец Георгий (Блазма) принимал участие в демонтаже церковных принадлежностей Кафедрального Христорождественского собора и в установлении их в кафедральном соборе Св. Троицы.

Вместо арестованных диаконов в октябре 1951 года в Кафедральном соборе начали служить диакон Василий Смирнов (1918 г.р., Рязанская область) и диакон Александр Сукало (1908 г.р., Рига). У отца Василия (Смирнова) не было богословского образования, но во время службы диа­коном в Кафедральном соборе хорошо пригодилось неоконченное высшее музыкальное образование. В Кафедральном Христорождественском соборе Василий Смирнов прослужил диаконом только два года, и в июне 1953 года уехал в другую епархию.

Диакон Александр Сукало с 1951 до 1953 года выполнял обязанности псаломщика. В феврале 1953 года архиепископ посвятил отца Александра в


священника и оставил служить в Кафедральном Христорождественском соборе. Духовного образования у отца Александра не было, но он отличался очень красивым голосом, который у тогдашних прихожан ещё и поныне остал­ся в памяти. Не зря отец Александр долгие годы пел в церковных хорах: с 1924 по 1943 год - в рижской Всехсвятской церкви, а с 1943 по 1949 год, когда его посвятили в диакона, - в хоре Кафедрального Христорождественского собора. В 1953 году в Кафедральном Христорождественском соборе опять освободились два места диаконов. Вместо рукоположенного во священника Александра (Сукало) в феврале 1953 года начал служить диакон Виктор Вдодович (1932 г.р., Украина), который прибыл в Ригу по окончании Минской Духовной семинарии в 1952 году. Отец Виктор (Вдодович) прослужил в Рижском Кафедральном соборе всего лишь чуть больше года и в августе 1954 года уехал из Латвийской епархии.

На место уехавшего диакона Василия Смирнова в свою очередь в  1953 году пришёл посвящённый в диакона Борис Голубкин (1932 г х тором уже рассказывалось в предыдущей главе. Отец Борис вышел из глубоко верующей семьи, в которой оба родителя были активными членами прихода Христорождественского собора, к тому же отец выполнял обязанности старос­ты с 1952 года. В связи с этим и Борис уже с детства был связан с Церковью и с тринадцати лет регулярно прислуживал в Кафедральном соборе иподиа­коном, продолжая также прислуживать будучи учеником средней школы. Борис не  собирался становиться священником и поэтому в 1949 году посту­пил в ЛГУ на факультет механики. На третьем курсе Бориса Голубкина отчис­лили из университета. Причиной отчисления было происхождение из рели­гиозной семьи. На факультете даже издали специальный номер стенной газеты, где в центре была карикатура на Бориса Голубкина как на "сына церковника". Так как Б. Голубкин не согласился отказаться от веры, то даль­нейшее образование в государственных учебных заведениях ему было запре­щено, и будущий диакон обратился к церковному служению, но не надолго, так как осенью  1954 года диакона Бориса призвали в Советскую Армию. Вернувшись оттуда в 1956 году, отец Борис (Голубкин) возобновил служение в Кафедральном Христорождественском соборе, на этот раз без перерыва до его закрытия. Параллельно отец Борис заочно закончил Ленинградскую

Духовную Академию.

Вместо диакона Виктора Вдодовича в Кафедральном соборе начал служить молодой диакон Леонид Морозов (1925 г.р.), который так же как отец Борис служил в Кафедральном Христорождественском соборе до его

закрытия.

Третье место священника в Кафедральном соборе осталось вакантным. В апреле 1959 года туда был переведён священник Борис Денисов (1918 г.р., Калининградская область). Борис Денисов в 1938 году закончил Рижский Православный Богословский институт и служил в Рижских церквах псалом­щиком и иподиаконом, после заключения брака в 1943 году посвящён в


149


148



священника, служил до 1954 года в Балви, потом, до перевода в Кафедральный собор, был настоятелем Вентспилсской церкви Св. Николая. Через год отец Борис (Денисов) из Кафедрального Христорождественского собора бьш переведён в Дзинтари, а на его место назначен отец Серафим (Шенрок) (1925 г.р., Ленинградская область).