История прихода Рижского Кафедрального Собора во имя Рождества Христова в 1915-1920-х годах, страница 4

По уставу духовных консисторий, изданному в 1882 году, прихо­ды не являлись отдельным от храмов юридическим лицом; таковым являлся сам храм с существующим в нем духовенством, назначен­ным и действующим с ведома епископа. Прихожанами же счита­лись те, кто посещали храм, крестили там своих детей, совершали обряды бракосочетания, отпевали умерших, ежегодно исповедовались и причащались в этом храме [18, л. 25].

На поместном Соборе был принят новый Устав Православнот прихода, по которому приход являлся юридическим лицом, в ведении которого состоял приходской храм со всем его имуществом и на попечении которого состояло духовенство прихода.

Предложение Архипастыря было приведено в исполнение: вновь избранные по всей епархии приходские Советы получили святительское благословение и утверждение. В то же самое время Владыка особо обратился к прихожанам кафедрального собора, несмотря на то, что храм был насильственно отнят. По зову Архипастыря двадцать шесть прихожан собора 1 июня 1918 года в 11 часов утра собрались в Рижской Александро-Невской церкви и, на основании новых церковных законов, избрали приходский Совет в составе шести человек и четырех кандидатов [9, л. 4]. Кандидаты в члены Совета могли присутствовать на всех собраниях с правом совещательного голоса [9, л. 15]. Данное постановление прихожан в тот же день было представлено Архипастырю, который и наложил не него резолюцию следующего содержания: «Избранные утверждаются. Господь да поможет всем потрудиться на пользу Святой Церкви и ближних» [9, л. 2 ].

Получив санкцию своего канонического церковного главы, вновь избранный приходской Совет приступил к своей деятельно-

((52))

сти: составляются описи движимого имущества собора, находящего­ся как в самой ризнице в подвале собора, так и отправленного на хранение в Александро-Невскую и Иоанновскую церкви, принима­ются на попечение 4 соборных дома и т.д. [19, л. 1-2].

Собирался приходской Совет в одной из квартир сторожей собо­ра, находящейся в подвале. Германские власти, реквизируя собор, заняли только его верхнюю часть, предназначенную для молитвен­ных собраний. В распоряжении приходского Совета находились ключи от остальных подвальных помещений, что позволило произ­вести опись всего находившегося там имущества храма [9, л. 3 ].

На недвижимое имущество никаких покушений со стороны ок­купационных властей не было и 4-мя соборными домами приход­ской Совет ведал беспрепятственно; он же нес и все расходы по их содержанию.

Когда произошла революция в Германии, стало ясно, что при­ближается момент конца оккупации, а, следовательно, и возвраще­ния кафедрального собора его законным владельцам — православ­ным. К этому событию с напряжением стал готовиться и приход­ской Совет собора. Решив помочь прихожанам, епископ Ревсльский Платон 19 октября 1918 года обратился к оккупационным властям с предложением о возврате собора [9, л. 3]. Он также потребовал привести собор в первоначальный вид — преобразовать его из люте­ранской кирхи в православную церковь. Но случилось иначе — за активную деятельность приходской Совет был запрещен оккупаци­онными властями.

Последнее богослужение в соборе лютеранским военным духовенством было совершено в день Нового года по новому стилю — 1 января 1919 года. Причем спешно покидавший Ригу лютеранский пастор так торопился, что прислал ключи от собора на квартиру председателя приходского Совета через солдат [9, л. 3]. На следующий день в Ригу вошли большевики.

После ухода германских войск Совет прихода, убедившись, что путем различных сношений с надлежащими властями достичь ничего нельзя, самостоятельно приступил к восстановлению собора. Восстановить главный средний иконостас не представлялось возможным, так как почти все колонки были поломаны немецкими рабочими, а длинные брусья для устройства большого и малого иконостаса этими же рабочими были уничтожены на дрова.

11о решению приходского Совета на место среднего главного иконостаса был поставлен боковой левый иконостас, которым был восстановлен на частные пожертвования. Руководство работами по восстановлению собора безвозмездно принял на себя архитектор А.И. Трофимов [9, л. 22-23].

((53))

По получении разреше­ния административного от­дела Рижского Совета ра­бочих депутатов, первое богослужение в соборе бы­ло совершено в Вербное во­скресенье. Это стало воз­можным благодаря помощи причта Покровской церк­ви, который предоставил собору хор своего храма под управлением регента Г. Никольского. При содей­ствии Покровской церкви оказалось возможным от­служить и пасхальную за­утреню [9, л. 25].

После ухода из Риги большевиков приходской Совет принял решение со­здать постоянный причт собора. На должность свя­щенника, временно, до возвращения о. В. Плисса и прочих членов причта, приходской Совет пригла­сил священника тюремной церкви о. В. Рупперта, на должность диакона — диа­кона Лиепайской Троиц­кой церкви о. Н.С. Смолинского, псаломщиком — учителя П.А. Филатова и регентом — А.И. Николаева. Необходимые при богослужении просфоры, свечи, вино, лампадное масло были пожертвованы прихожанами.

Благодаря переустройству собора из лютеранской кирхи в православный храм и организации временного причта и хора, удалось уже с середины мая 1919 года начать совершать в соборе регулярные богослужения [20, л. 11]. Для полного восстановления собора приходской Совет решил провести регистрацию прихожан, пригласив их вносить в пользу собора определенную ежемесячную необременительную по тем временам, сумму самообложения (5 руб.,

((54))

3 руб., I руб., 50 коп.) [20, л. 22 ]. До конца 1919 года зарегистриро­валось 136 прихожан, которые обязались вносить 875 руб. 50 коп. ежемесячно |9, л. 37].