Исторические основы православной культуры, страница 2

Если мы будем помнить знаменитое изречение святого Александра Невского "Не в силе Бог, а в правде", то сохранится надежда на то, что будет процветать Русская земля.

Урок 7. СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ДЕНЬ ПОБЕДЫ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ

Более ста пятидесяти лет разоряли Русскую землю монголо-татарские завоеватели.

Знаменитая битва на Куликовом поле началась утром 8 сентября 1380 года и завершилась в тот же день. День же этот не был обычным. В этот день все русские люди совершали в своих храмах праздничное моление в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И все, кто знал о предстоящем сражении, особо усердно молились Небесной Покровительнице Руси о спасении русского народа.

Святой Сергий Радонежский не только благословил на битву великого князя Дмитрия, но и послал в первые ряды русского воинства двух любимых своих учеников — храбрых воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Слово святого Сергия как огонь воспламенило сердца русских людей на эту решающую битву. Из летописей известно, как воины князя Дмитрия, окрылённые благословением святого Сергия, одержали решительную победу над значительно превосходящими по числу воинов полчищами Мамая. И хотя полное освобождение от монголо-татарского ига произошло спустя столетие, в 1480 году, Куликовская Победа стала величайшей Победой наших предков, открывающей путь к полному освобождению и независимости Руси.

Урок 8. ИКОНА "ТРОИЦА" СВЯТОГО АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Святой Сергий, начиная свою подвижническую жизнь в радонежских лесах, построил маленький деревянный храм в честь Святой Троицы. В этом храме он совершал церковные службы со своими учениками — первыми монахами Троицкого монастыря, названного так по имени храма.

Троицкий храм, построенный святым Сергием Радонежским, стал прообразом собирания Руси в духовно-нравственном единстве и братской любви. Благодаря величайшему патриотическому подвигу святого Сергия основанная им Троицкая обитель стала центром духовного и культурного возрождения Руси.

Поскольку собор был посвящён Святой Троице, в его иконостасе должна была находиться икона, выражающая духовную суть храма, — икона Троицы. Эту храмовую икону написал величайший иконописец Древней Руси святой Андрей Рублёв.

"Троица" Андрея Рублёва стала самой знамении той в мире русской иконой. Икона "Троица" была и остаётся самым выразительным символом единения.

Урок 9. МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ, ПЕРВОПРЕСТОЛЬНАЯ

Князь Юрий Долгорукий, приглашая князя Святослава на эту встречу, писал ему: "Приди ко мне, брате, в Москов". Это первое летописное упоминание о Москве. Поэтому 1147 год признан годом рождения столицы нашей Родины.

В древности словом град, то есть город, нередко называли ограждённую стенами крепость. При князе Юрии Долгоруком в Москве был возведён первый в её истории, пока деревянный, Кремль. В первые сто лет Москва оставалась небольшим городом на южной границе Суздальской земли, которую надо было охранять от вражеских набегов с юга. Но со второй половины XIII века началось постепенное возвышение Москвы, и со временем именно этот город стал главным градом Руси — столицей Московского государства.

Самым значительным событием при князе Иване Калите стало то, что митрополит Петр, старший над семью епископами Русской Православной Церкви, перенёс свой престол (место пребывания) из Владимира в Москву.

Первопрестольной Москву называли потому, что в Москве, начиная с митрополита Петра, находится центр Русской Православной Церкви. Отсюда Московские митрополиты, а впоследствии Святейшие Патриархи Московские и всея Руси, управляли жизнедеятельностью Русской Православной Церкви.

Урок 10. МИНИН И ПОЖАРСКИЙ

Каждый человек, посещая в Москве Красную площадь, видит памятник величайшим патриотам России, славным её героям Косьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

Объединившись по призыву Русской Православной Церкви и зову Минина и Пожарского, русский народ совершил величайший подвиг — положил конец Смутному времени и восстановил государственный порядок в нашем Отечестве.

Нижегородское ополчение, собранное в 1612 году по призыву нижегородского гражданина Косьмы Минина, попросило возглавить народное войско опытного полководца князя Дмитрия Пожарского. Под его предводительством всенародное ополчение двинулось на Москву, освободило нашу столицу от иноземных захватчиков и предателей-смутьянов и тем самым сохранило будущность России.

Урок 11. РАДОСТНЫЙ СТАРЕЦ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

Если в Древней Руси наиболее почитаемыми русскими святыми были сыновья великого князя Владимира мученики Борис и Глеб, в Средние века на Руси как величайший святой славился Сергий Радонежский, то в XX веке самым любимым святым в России стал старец Серафим Саровский.

Великий православный подвижник святой Серафим был современником Александра Сергеевича Пушкина. Полюбив больше всего молитву и уединение, святой Серафим надолго ушёл в глухой сосновый Саровский лес Нижегородской земли. Там он непрестанно молился и усердно трудился. Со временем его святая жизнь стала привлекать к себе людей, желавших получить у него духовный совет и благословение, а также помощь в скорбях и болезнях.

Жизнь святого старца Серафима представляет собой прекрасный пример христианского подвижничества — жизни по евангельским заповедям. Из всех христианских добродетелей его более всего украшали радость и незлобие.

Многие люди шли к старцу Серафиму за советом, как жить и поступать с родными, близкими и окружающими их людьми. В таких случаях он говорил: "Чадо! Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".

Урок 12. ТРОИЦЕЕСЕРГИЕВА ЛАВРА

В семидесяти километрах к северо-востоку от Москвы стоит знаменитый православный монастырь — Троице-Сергиева Лавра. Основанная святым Сергием Радонежским обитель послужила и возвышению Москвы, и Куликовской Победе в 1380 году, и преодолению Смутного времени в начале XVII века.

На протяжении более шести столетий Троице-Сергиева Лавра славится как духовный центр Руси.

Одна из самых славных страниц её истории — это героическая защита обители в Смутное время, когда нее большой гарнизон вместе с монахами в течение 16 месяцев противостоял многочисленному польскому войску