Использование текстов Пятикнижия Моисеева в богослужении Православной Церкви

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПЛАН.

1.  Использование Ветхозаветных книг в церковном богослужении.

2.  Великопостные чтения Пятикнижия.

3.  Паремии на господские праздники.

4.  Паремии на праздники Богородицы.

5.  Чтения во дни памяти святых.

6.  Библейские песни.

7.  Духовно-нравственное значение ветхозаветных чтений.

Общеизвестно, что книги Ветхого Завета звучат в церковном богослужении в ка­честве паремий – избранных мест Священного Писания Ветхого, а иногда и Нового Заве­та, положенных на великих вечернях в праздники с полиелеем или бдением, на вседнев­ных вечернях и на часах во дни св. Четыредесятницы, на так называемых Царских часах накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи и на некоторых молеб­нах. Эти приличествующие празднуемому событию чтения помогают раскрыть его смысл и значение, напоминают его ветхозаветные прообразы, а иногда воспринимаются, как на­ставления от лица воспоминаемого святого.

Кроме того, основу большей части канонов составляют так называемые библейские песни, «воспетые ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее вели­ких событий в жизни их и целого Израиля. Будучи поэтому излияниями высочайшего ре­лигиозного одушевления, они составляют лучшую часть, цвет библейской поэзии и могут быть поставлены выше псалмов» [1, ч.1, с.256].

Но к великому сожалению, во многих храмах в наши дни паремийные чтения сокр­ащаются, либо читаются быстро и невнятно. Но даже если паремии вычитываются пол­нос­тью, то для многих прихожан это лишь время отвлечься и обменяться новостями. Что же касается Библейских песней канона, то даже во дни Великого Поста они практически нигде не стихословятся. Вышеизложенные причины и побудили более подробно рассмот­реть вопрос богослужебного использования текстов Пятикнижия Моисеева в Православ­ной церкви.[h1] 

Во дни Святого Великого Поста на вседневных его вечернях в качестве паремий практически полностью прочитывается Книга Бытия. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом чтении, как о бывшем издревле. Вероятно, этот обычай ведёт своё начало с тех вре­мён, когда Четыредесятница служила временем подготовки ко святому Крещению значи­тельного числа оглашенных. Для них великопостное богослужение носило поучительный характер. Книга Бытия, как содержащая в себе историю сотворения мира, грехопадения че­ловека, обещание и начало его спасения, показывает нам основную рамку верований Церкви в Бога, как Творца, Судию и Спасителя мира. «Она открывает самые корни хрис­ти­анского понимания человека, созданного по образу и подобию Божию, отпавшего от Бога и оставшегося объектом божественной любви, заботы и конечного спасения… Она возвещает нам тайну Церкви, переданную в образах и событиях жизни избранного на­ро­да» [2, с.34].

В этих ветхозаветных чтениях показаны удивительные примеры всемогущества Бо­жия, особенно в описании сотворения мира, Божия правосудия в отношении падшах пра­ро­­дителей и их потомков, Божия милосердия к грешникам, явленного в обетованиях Бо­жественного Искупителя (напр. Быт. 3,18; 22,18[L.D.2] ) и событиях, собою Его прообразо­вав­ших.

Не взирая на то, что Великий Пост давно уже утратил свое подготавливающее к та­инству Крещения значение, чтения из книги Бытия столь же необходимы для верующих. По мнению прот. А.Шмемана, за эти сорок дней, предшествующих Светлому Празднику Воскресения Христова, Церковь как бы возвращается к духовному состоянию ветхоза­вет­ного человека, пребывающего в молитве, покаянии и ожидании спасения. И нам необхо­ди­мо это ежегодное возвращение к библейским истокам, поскольку, хотя мы и живём уже во времена, когда Господом Иисусом Христом совершено дело нашего спасения, но мы ещё на пути к вечной, блаженной жизни с Ним. Поэтому во дни Поста Ветхий Завет зву­чит не только как книга уже исполнившихся пророчеств, но и как книга обо всём творе­нии Божием на пути к Царству Небесному.

В дни предшествующей Светлому Христову Воскресению Страстной седмицы чи­тается несколько отрывков из книги Исход, повествующих о умножении народа израиль­ского в Египте (Исх. 1, 1 – 20), о рождении и чудесном избавлении Моисея – величайшего из ветхозаветных пророков – (Исх. 2, 5 – 10), о его женитьбе (Исх. 2, 11 – 22), о заключе­нии Завета у подножия горы Синай (Исх. 19, 10 – 19) и о явлении Господа Моисею (Исх. 33, 11 – 23). Как Моисей был вождём, пророком, за­ко­­нодателем Ветхого Завета, по­сред­ником между Богом и людьми, избави­телем избранного народа из рабства египетского, так «Мессия Иисус Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета, Ходатай между Богом и людьми», Который освободил человека «от ига духовного Египта и от­крыл доступ в обители обетованного блаженства» [3, т.1, с.633].

Много общего в богослужебном отношении имеют три таких величайших праздни­ка, как Рождество Христово, Богоявление и Пасха. Праздники эти связаны и глубоким вну­т­ренним содержанием – они являют миру Бога. Из большого числа паремий на их ве­чернях есть и тексты Пятикнижия. Так, первые строки книги Бытия (1,  1 – 13) в навечерие Рождества Христова напоминают нам о том, что с этого момента «весь мир в духовном отношении как бы воссоздаётся. Светает во мраке греховном. Восходит заря освобожде­ния от рабства греху, проклятию и смерти» [4, с.40]. Эти же cлова на Богоявление наводят нас на мысль, что Дух Божий, вдохнувший жизнь в мировой океан, делает очиститель­ны­ми для нас воды Крещения. Они же «перед Воскресением Христовым снова говорят Цер­кви о Христе, воссиявшем миру, как Свет новой жизни, как Творце нового Царства, поло­жившем начало новому творению. В воскресении Христа цель всего видимого достигнута и величие Творца явлено всем» [4, с.105].

Вторая паремия в навечерие Христова Рождества (Числ. 24, 2 – 3, 5 – 9, 17 – 18) пе­редаёт пророчество Валаама, призванного царём моавитян Валаком с целью проклясть из­раильский народ. Валаамом двигала сила, которой он не мог противиться и вместо ожида­емого проклятия он трижды благословил Израиль. Многие толкователи слово о звезде, о котором знали волхвы, относят к явлению звезды над Вифлеемом. Но вернее всё-таки ви­деть в словах Валаама указание на Самого Спасителя, «явление которого в мир будет пу­те­водной звездой для ищущих Царства Небесного. Звезда же Вифлеема – лишь видимый отблеск Его грядущей славы и радости всех верных Ему» [4, с.44].

Похожие материалы

Информация о работе