Использование текстов Пятикнижия Моисеева в богослужении Православной Церкви, страница 2

На восьмой день, как и предписывал Законодательство Моисеево, Младенец Иисус был обрезан (Лк. 2, 21), ибо Он пришел не нарушить Закон, но во всём исполнить его. О божественном установлении обрезания и напоминает нам святая Церковь в день этого праздника (Быт. 27, 1 – 2, 4 – 8, 3, 9 – 12, 14). В сороковой день по рождении Пресвятая Бо­городица и Иосиф обручник пришли с Сыном Своим в иерусалимский храм, чтобы при­нести предписанную Законом жертву Господу. За избавление народа израильского в Егип­те каждый первенец мужеского пола должен был быть посвящён на служение Богу, но Он призвал на это служение потомков Левииных, а за младенцев их родителям надлежало да­вать выкуп (в пять сиклей). Об этом и напоминает паремия в праздник Сретения Господня (Исх, 12, 51, 13, 1 – 3, 10 – 12, 14 – 16, 22, 29; Лев. 12, 1 – 4, 6, 8; Чисд. 8, 15 – 17).

На крещенской вечерне читается повествование о том, как, словно по суху пере­шли израильтяне Чермное море, ставшее гробом для погнавшегося за ними египетского вой­ска (Исх. 14, 15 – 18, 22 – 23, 27 – 29). Так же и в водах крещения остаются наши гре­хи. Здесь вода показана, как проводник силы Божией. Другие главы Исхода (15, 22 – 27, 16, 1) рассказывают, как горькую, непригодную для питься воду Господь усладил, повелев Моисею опустить в нее дерево – прообраз Креста Господня, силою которого утолена ве­ли­чайшая горечь смерти (почему этот фрагмент и читается в праздник Воздвижения).  В данном случае этот образ говорит об «утолении жажды духовной,.. освящении земли и все­го живущего благодатной силой свыше через благословение крестом воды в день Бого­явления» [4, с.63]. последние строки восьмой паремии обращают наше внимание на Иор­дан, через который с одним посохом перешел Иаков, спасаясь от неприятностей. Иордан был местом не только многих важных событий в жизни избранного народа, но и в жизни Спасителя, принявшего в его водах Крещение. В новозаветной Церкви свое спасение и на­чало новой духовной жизни человек получает в водах Крещения. Прообразом этого мож­но назвать чудесное избавление от смерти младенца Моисея (Исх. 2, 5 – 10).

Восхождение Моисея на гору Синай и явление ему в облаке Бога воспоминается Церковью в праздник Преображения Христова (Исх. 24, 12 – 18), (Исх. 33, 11 – 23, 34, 4 – 6, 8). Весь оставшийся у горы народ видел только её вершину в огне и молниях и слышал голос Божий. Ветхозаветному человечеству не было доступно видение Образа Божиего (Втор. 4, 1, 6 – 7, 9 – 15. Втор. 5, 1 – 7, 9 – 10, 23 – 26, 28, 6, 1 – 5, 13, 18 – паремии в пр. Нерукотворного образа Спасителя) и только пришествие в мир Единородного Сына Его открыло нам возможность поклоняться Господу перед Его образом. Для нас важно, что общение Моисея с Господом было не в прикровенных образах или знамениях, а в откро­вениях. Господь беседовал с ним, как с другом, показывая, что Его можно не бояться, а толь­ко безгранично любить. Эта близость к Богу укрепляла ветхозаветного праведника в трудах его чрезвычайного служения. «Моисей получил заповеди Ветхого Завета на Cинае и, явившись на Фаворе, подтвердил конец Ветхого и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на Синае перед Богом»  [4, с. 193 ].

В праздник Входа Господня в Иерусалим положено читать паремию, повествую­щую о благословении Иаковом двенадцати своих сыновей (Быт. 49, 1 – 2, 8 – 12). Не смот­ря на то, что Иуда был лишь четвёртым, отец отдал ему первородство. Из колена Иудина произошел по плоти Господь наш Иисус Христос. Здесь «образ хозяина, привязывающего своего осла к виноградной лозе, есть образ Господа, приводящего весь мир (который был в основном языческим) к духовному винограднику – Церкви и прививающего его к Себе, как к животворной лозе (Ин. 15, 1)»  [4, с.98].

В великую субботу на вечерне мы слышим повеление Господа об установлении вет­хозаветной Пасхи (Исх. 12, 1 – 11). Как пасхальный агнец, прообразовавший Спасите­ля, должен быть непорочным и чистым, так и Иисус Христос – совершенный Бог и совер­шенный Человек. Как кровь агнца избавляла от губительства, так и крестная жертва Сына Божия стала спасительной для всех верующих в Него. «Как опресноки и горькое зелье бы­ло необходимо древним, так и для жизни с Богом необходимо пережить горечь самоотвер­же­ния в борьбе с искушениями от плоти, мира и диавола»  [4, с.111]. Большая паремия, по­­вествующая о чудесном переходе израильского народа через Чермное море, заканчива­ется благодарственной песнью Моисея (Исх. 13, 20 – 15, 19). Особенно торжественно вос­хваляют в дни святой Пасхи верующие воскресшего Господа. Освобождение сынов израи­левых от рабства египетского прообразовало собой наше спасение от рабства греху стра­да­­ни­ями и Воскресением Христовым.

Прообразовало жертву Христову и принесение Авраамом в жертву единственного сына своего Исаака (Быт. 22, 1 – 18). «Как Исаак, Христос страдал без личной вины, с пол­ной покорностью Отцу Своему… Как Исаака на третий день родители (особенно мать) встре­тили с радостью живым и здоровым, так и Церковь увидела Христа воскресшим на третий день» [4, с.145].

Вполне естественно в День сошествия Святого Духа на Апостолов вспомнить о Его действии в ветхозаветной Церкви. Одна из паремий Пятидесятницы (Числ. 11, 16 – 17, 24 – 29) напоминает нам о том, как Господь повелевает Моисею избрать семьдесят старей­шин из каждого колена израилева, чтобы они помогали ему удерживать народ от измены истинному Богу, и обещает подать им те же дары Святого Духа, которые были даны само­му Моисею.

На многие праздники Пресвятой Богородицы читается о видении Иаковом удиви­тель­ной лестницы, стоящей на земле и достигающей до самого неба, по которой восходи­ли и нисходили ангелы и на вершине которой пребывал Сам Бог (Быт. 28, 10 – 17). В «лес­твице Иакова» святая Церковь видит прообраз Пречистой Девы Марии, явившей Собой не­повторимый образец связи неба и земли, возводящей нас к Богу. Ступени этой лествицы указывают нам путь ко Господу – смирение, твёрдость и постепенность в духовном возра­ста­нии, примером чего и является для нас Пречистая Богоматерь.