Единство божественной сущности. Положения учения Церкви о происхождении мира. Послание Восточных Патриархов

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

1. При единстве божественной сущности должны быть определённые свойства, определяющие отношения Лиц Святой Троицы. В противном слу­чае невозможно было бы отличить одну Ипостась от другой. Так, ипос­тас­ным свойством Отца является Его нерождённость. По отношению к Отцу Сын предвечно рождается. Например, в Евангелии от Иоанна (1, 18; 3, 16) Сын Божий называется «единородным». Если бы Сын, как и Отец, был «не рождён», то Его невозможно было бы отличить от Ипостаси Отца. Это были бы уже не две Ипостаси, а одна.

2. Простота является существенным свойством Божетва и равно от­но­сится ко всем лицам Святой Троицы, поскольку они единосущны. Поэтому троичность лиц в Боге не противоречит простоте Его существа.

2. В данном тексте верно сказано, что «невозможно отделить естество от ипостаси». Ошибка западного богословия состоит в том, что они сливают эти два понятия воедино. Из этого, с их точки зрения, и следует, что если Св. Дух исходит от существа, а следовательно, и ипостаси Отца, то точно так же Он исходит от существа и ипостаси Сына.

В западном богословии нет разграничения между благодатью Святого Духа, которая, действительно, может исходить и от Сына, и ипостасью Свя­то­го Духа, личным свойством которой является исхождение только от Отца. Утверждение, что «Дух (т.к. Он – от существа Сына) также – и от Его ипос­таси» совершенно неприемлимо для православного богословия.

4. Слова св. Иоанна Дамаскина раскрывают следующие положения уче­ния Церкви о происхождении мира:

q  Творцом мира – видимого и невидимого – является Бог: «…Он приводит из небытия в бытие всё видимое и невидимое»;

q  Бог сотворил мир из ничего: «из небытия»;

q  человек является венцом творения Божия, существом, состоящим из эле­ментов как видимого, так и невидимого мира: «…Бог… привел из небы­тия в бытие… и человека, состоящего из видимого и невидимого»;

q  в сотворении мира участвовали все три Лица Божественной Троицы: «Бог творит мыслью, и эта мысль становится делом, приводимая в исполнение Словом и усовершаемая Духам»;

q  побуждением к сотворению мира был преизбыток Божественной благос­ти: «…благий и преблагий Бог… по преизбытку благости Своей благо­волил…»;

q  одной из целей сотворения мира является блаженство твари: «…Бог… бла­говолил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благо­дея­ни­ями и причастные Его благости»

5. Согласно приведённому тексту Послания Восточных Патриархов, преступление прародителей, состоявщее в непослушании Заповеди Божией в Раю по коварному совету змия являлось их личным грехом.

От прародителей, как от заражённого источника, распространился на весь род человеческий первородный грех. Из данного текста сложно заклю­чить, что именно под этим подразумевается. Возможно, это наследственная повреждённость человеческой природы от которой происходит уклонение человека в грех.

На всё человечество распространились бремя и следствия прароди­те­льского греха – «удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которые Божес­твенное правосудие наказало человека за его преслушания, как-то: изнури­тель­ные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до не­которого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть». Нет ни единого человека из рождённых по плоти, который был бы свободен от первородного греха и его последствий.

Но первородный грех следут отличать от личного греха каждого чело­века, происходящего от свободного его противления воли Божией: «нечес­тие, богохульство, убийство, ненависть и всё прочее». Многие люди, и в пер­вую очередь Пресвятая Богородица Мария, были свободны от этих и подоб­ных им личных грехов. Но и они ощущали на себе первородный грех и его бремя и последствия.

Оценка – 5.

Похожие материалы

Информация о работе