Антицерковная компания при Н.С.Хрущёве. Собор 1961 года

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

IV курс, заочное отделение

Миссионерский факультет

Новейшая история

Русской Православной Церкви

Антицерковная компания

при Н.С. Хрущёве.

Собор 1961 года.

Дашко Лия

Москва 2003 год.


«Государственно[L.D.1] -церковные отношения на протяжении многих столе­тий были существенной частью политической истории России. Не стал ис­к­лючением и XX век. Более того, после Октябрьской революции они обрели особый драматизм и остроту, порой оказывая заметное влияние на об­щую си­туацию внутри страны и международное положение СССР» [1, с.394].

История Русской Православной Церкви, тесно связанная с исто­ри­ей го­сударства и общества, наглядно подтверждает древнее пророчество: «И что бу­дет с народом, то будет и со священником» (Ис. 24,2). Жизнь Церкви в пе­ри­од, когда во главе советского государства стоял Никита Сергеевич Хру­щев, имела многие только ему присущие особенности, но на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование, в котором она рассматри­ва­лась бы целиком и в теоретическом и конкретно-историческом плане.

Вза­имоотношения между Церковью и государством наиболее полно освещены в двух трудах: канадского историка Д.В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке» М., 1995. и петербургского ученого М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» М., 2000.

Из вышедших за рубежом, этому периоду истории Русской Церкви по­священа работа Никиты Струве, сосредоточенная на хрущевском периоде и на реакции верующих на гонения 60-х годов. В седьмом номере журнала «На­ука и религия» за 1991 была опубликована статья московского историка М. И. Одинцова «Хождение по мукам. 1945-1964 гг.» Отдельные работы по ис­тории Русской Православной Церкви печатались в русских эмигрантских жур­налах. Но большинство работ русских эмигрантов и советских авторов сам­издата, при всей их документальности, чаще всего субъективны и при­стра­стны.

В двухтомном издании «РПЦ в советское время (1917-1991), включаю­щем в себя мате­ри­а­лы и документы по истории отношений между госу­дарст­вом и Церковью (со­ставитель Г. Штриккер. М., 1994) приведены, опубли­ко­ванные в «ЖМП», постановления Священного Синода, материалы Архие­рей­с­кого Собора 1961 года и документы касающиеся внешнеполитической дея­тельности Церкви. Как документ религиозного сопротивления представлено письмо Б.В. Талантова от 10.11.1966 г., в котором говорится о массовом раз­рушении и закрытии церквей во время антирелигиозной кампании 1959-1964 гг. Рассказывается о закрытии путем произвола 53% церквей в Кировской об­ласти, о незаконных ограничениях деятельности действующих церковных об­щин, представлен его взгляд на роль Московской Патриархии а массовом за­к­рытии церквей.

Данные о том, как политика центра отражалась на дейст­ви­ях властей в союзных республиках, содержатся в 1 и 2 выпусках сборников «Пра­вославие в Латвии». В небольшой, но очень содержательной статье И. Суворовой «От­ношения между Право­славной Цер­ковью Латвии и государством в 50-60-е го­ды XX столетия» на ос­нове анализа архивных материалов показано, что за­к­рытие церквей и сня­тие с регистрации приходов являлось результатом не толь­ко политики жест­ких экономических санкций, но и откровенно на­силь­с­т­венных мер со сто­ро­ны государства. Ав­тор приводит сведения о количестве православных приходов в Латвии, их ма­те­риальном состоянии, нацио­наль­ном составе, данные о закрытии храмов.

В[L.D.2]  связи с тем, что в 1940 г. прибалтийские республики были включены в состав СССР, статус Православной Церкви на всей территории страны стал опреде­лять­ся её Конституцией и союзным законодательством о религиозных куль­тах, в основе которого лежал декрет «Об отделении Церкви от госу­дар­ст­ва и школы от Церкви» от 20 I 1918 г. После Великой Отечественной вой­ны в ведении Рижской епархии находилось 138 храмов, многие из которых нуждались в ремонтных и реставрационных работах. Однако, государство не предпринимало никаких мер по приведению в надлежащий порядок этой сво­ей собственности. Напротив, бедность приходов являлась весомым аргумен­том в пользу их закрытия.

В [L.D.3] этот наиболее сложный для Православной Церкви период Рижскую епархию возглавляли в 1955–1958 гг. архиеп. Филарет (Ле­бедев) и в 1962 – 1966 гг. еп. Никон (Фомичев); временно управляли делами Рижской епархии епископы Таллиннский и Эстонский Иоанн (Алексеев) (1958–1962 гг.) и Алек­сий (Ридигер) (1962 г.).[L.D.4]  И несмотря на все нападки безбожной власти в сложных условиях 50-60-х годов Латвийской Пра­вославной Церкви удалось сохранить большинст­во приходов от разоре­ния, и тем самым сохранить само Православие в Лат­вии.

Наиболее полным и обобщающим исследованием антицерковной поли­тики при Н.С. Хрущеве является монография доктора исторических наук М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хру­ще­ве». Для монографии характерно в первую очередь первичное исследование, многие архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Использует автор и опубликованные источники, характеризующие политику советского государства и коммунистической партии по отношении к религиозным ор­га­низациям. Сюда относятся материалы партийных съездов, пленумов ЦК, по­становления и циркуляры, посвященные проведению атеистической пропа­ганды. В монографии подробно прослежено государственно-правовое ре­гу­ли­рование деятельности РПЦ актами законодательных и исполнительных ор­ганов советского государства. Кроме официальных документов, Шкаровский широко использует материалы зарубежных изданий, посвященные поло­же­нию Церкви в СССР. Он высоко оценивает значение русских эмигрантских журналов, выходивших в Германии, Франции, США: «Вестник русского хри­стианского движения» (Париж), «Русское возрождение» (Нью-Йорк). Ис­поль­зует материалы по истории Русской Церкви, печатавшиеся в журналах «Грани», «Посев», «Континент», некоторые моменты из истории церковного диссиденства освещались только в них.

В монографии наглядно показана зависимость политики советского ру­ководства в отношении религии от внутриполитической ситуации в стране, прослежено взаимовлияние международных акций и положения Русской Цер­кви, выделены основные характерные черты этого периода, приведена конституционно-правовая база государственной религиозной политики, и де­я­тельности спец. органов, осуществлявших эту политику. Важное место уде­ле­но вопросу о роли некоторых церковных деятелей в развитии госу­дарст­вен­но-церковных отношений. Приводится множество фактов репрессивных акций по отношению к духовенству, мирянам и реакция Московской Патри­архии на действия государственных органов. В методе исследования автор опирается на развитые в XX веке, прежде всего в зарубежной историографии, методы социальной истории.

Период 1958-1964 гг. автор выделяет как особый, исключительный в ис­тории Русской Православной Церкви, когда она была поставлена на грань полного уничтожения, и это уничтожение впервые было объявлено, как госу­дарственная задача. Властями был учтен опыт массовых религи­оз­ных кам­па­ний 20-30 гг., но теперь они проводились уже на новой идеологи­чес­кой ос­но­ве, что повлияло на методы борьбы. Появилась принципиально новая поли­ти­ка разложения Церкви «изнутри».

Похожие материалы

Информация о работе