«Житие Моисея» св. Григория Нисского, страница 2

«На второй ступени богопознания, кото­рая ещё не есть богопознание, но только подход к нему, освобождённый от стра­с­тей раз­ум обретает более ясное видение творения, так называемое естественное ви­де­ние» [2, с.229]. Это возможность лучшего, более глубокого познания мира и значения каж­дой его вещи.

Третья ступень – собственно богопознание, бо­го­видение, достижение того, что свт.Григорий называет обожением. Бог, по мысли свтятителя, вне всякого видения. «Потому в нашем стремлении увидеть Бога мы «выходим из себя», наш разум уже не нужен нам, мы оставляем его позади и выходим вовне» [2, с.230].

Свт.Григорий говорит о том, что Божественная природа не­по­с­тижима путём обычных размышлений и непознаваема зрением и слухом, непостижи­ма не только для человека, но и для всякой разумной сущности (Ин. 1,18). «Оп­ределение Божественной природы превосходит всякое определение, и тот, кто думает, будто Божество относится к познаваемым вещам, отвраща­ет­ся от истинно Сущего ради того, что лишь в воображении обладает кажущи­м­ся существованием...» [1, с.84]. Непостижимость Божества следует из бес­предельности, невместимости Его природы. По мысли св.Григория «Бог есть предел всех желаний, успокоение всех созерцаний… Однако, предел недос­ту­п­ный, никогда не досигаемый» [3, с.129]. Да­же в устройстве крышки Ков­че­га Завета, ук­рашенной херувимами, покры­вающими её своими крыльями, свт.Гри­горий усматривает указание на невоз­можность созерцать Божес­твен­ные тайны. «...Тран­цендентность Бога непре­о­до­лима, поэтому наш дальней­ший путь к Не­­му – вечный процесс, вечное при­ближение к неисчерпаемому Ис­то­ч­нику, уви­деть Который нам не дано, и да­но быть не может, кроме как Им Са­мим» [2, с.232]. Именно поэ­тому Мои­сей видит Бога во мраке. Именно по­э­тому Законом строжайше запрещается уподоблять Бога чему-либо огра­ни­чен­ному и познаваемому. Такое по­нимание бо­­гопо­зни­ния строится на апо­фа­ти­ческом богословии, бого­сло­вии «умол­ча­ния», гово­рящем о Боге в отри­ца­тель­ной терминологии, уясня­ю­щим, чем Бог не явля­ется.

Но истинное видение Бо­га, как говорит святитель, и состоит в том, что человек, взирающий на Не­го, никогда не перестаёт этого желать. Так и Мои­сей, увидев множество образов, жаждет видеть Первообраз и просит Бога по­казать ему Своё лицо. Но нежелающих познать Бога, Он предаёт нечести­вым страстям, подобно тому, как не виновно солнце в том, что человек, не видя его света, упал в яму. …Всем открыта возможность жизни в свете, – говорит свт.Григорий, – но одни люди блуждают во тьме, гонимые своими дурными склонностями во мрак порока, а другие просвещаются светом добродетели» [1, с.46].

Соглас­но уче­нию Оригена, разумные твари пали потому, что «...им на­с­кучило созер­ца­ние непосредственной Сущности Бога. Они увидели всё сразу и быстро пре­сы­тились увиденным» [2, с.233]. Ориген полагал, что Бог в нака­зание за отступление наделил от века созданные им разумные существа раз­личными телами – ангельскими, человеческими, животными – в зависи­мо­с­ти от глубины грехопадения. В конце времён всё творение вернётся к изна­чаль­ному совер­шен­ству – произойдёт всеобщее восстановление (апо­ка­та­с­та­сис). Свт.Григорий в своём толковании жизнеописания Моисея выво­дит мысль о грядущем спасении всех согрешивших из того, что и египтяне, пог­ру­­женные одной из казней в трёхдневную тьму, в конце концов увидели свет. Восхо­дя­щее к Оригену учение о всеобщем восстановлении было осуждено на V Все­лен­ском Соборе в 553 г., но в IV в. этот вопрос ещё находился в облас­ти бо­го­словских поисков и не имел ещё определённого решения. То, что в ча­с­ти ру­кописей «Жития» фраза об апокатастасисе отсутствует, А.С. Десниц­кий объясняет тем, что она была исключена позднее из-за несоответствия об­ще­церковному мнению.

Автор «Жития Моисея» указывает на множество встречающихся в биб­лейском повествовании прообразов новозаветных событий. Так, самого Мои­сея свт.Григорий неоднократно называет прообразом Господа Иисуса Хрис­та. Виноградная гроздь, при­несённая из Обетованной земли, медный змей, воз­двигнутый Моисеем в пус­тыни, являются прообразами Его спасительных крест­ных страданий. Пречистая Матерь Божия, сохранившая девство в рож­де­с­тве Своего Сына, уподобляется земле, которая питала странствующий на­род манной, не претерпевая при этом никаких изменений. Двенадцать источ­ников и семьдесят пальм, «приютивших» странствующих по пустыне изра­иль­тян, предвозвещали число апостолов.

В своём труде свт.Григорий Нисский постоянно говорит о том, что для нас нет предела духовного возрастания, «…и чем твёрже и неотступнее ста­но­вится чело­век в отношении добра, тем вернее он движется по пути добро­де­тели,.. тем скорее произойдёт его продвижение» [1, с.86]. Подобно тому, как человек, идущий вслед за кем-то, видит спину ведущего его, Моисею не да­но было созерцать лица Божия (Исх. 33, 20 – 23), ибо в таком случае дви­же­­ние совершалось бы в противоположном направлении. Человек же должен ид­ти за Господом, следуя Его призыву (Втор. 13, 4; Лк. 9, 23) и остановка на этом пути равносильна началу движения назад.

И, напротив, бесполезно пытаться подняться вверх по пес­чаному холму тем, «кто нетвёрд и шаток в своих помышлениях, кто стоит во благе непроч­но, кто, по слову апостола, колеблется и увлекается (Еф. 4, 14), кто сомнева­ет­ся в понимании Сущего и полон нерешительности» [1, с.86].

Труд Свт. Григория Нисского помогает каждому, стремящемуся к поз­на­нию Бога и к своему духовному совершенствованию на этом пути, обрес­ти твёрдую почву под ногами, имея в лице пророка Моисея пример такой доб­ро­детельной жизни. Далё­кие и зачастую кажущиеся нам нереальными собы­тия священной истории Ветхого Завета подобно маякам указывают дорогу в бурном житейском море.

ИСТОЧНИКИ

1.  Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, М., 1999.

ЛИТЕРАТУРА

1.   

2.  Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2001.

3.  Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж, 1931 (репр. «Паломник», М., 1992).

Задание:

«Житие Моисея» св. Григория Нисского».

Значение сочинения, структура, мистическое (тайнозрительное) богословие. оригенизм в мысли св. Григория.


 [L.D.1]Отлично.