Принципиальные технологические схемы производства. Пути экологизации производства (Учебный материал с указанием заданий)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Принципиальные технологические схемы производства. Пути экологизации производства.

Цель: Сформировать понятие об принципиальных технологических схемах производства, процессе их оптимизации;

Создать условия для понимания учащимися  путей экологизации производства.

Т 4. Экологическая и энергетическая характеристика производства.

Названия модулей:

М 0. КДЦ.

М 1. Принципиальные технологические схемы производства и (или) услуг в конкретной отрасли.

.

                 М 0. Комплексная дидактическая цель.

Учащиеся должны:

Знать понятие «технология» и её принципиальная схема.

Уметь характеризовать показатели удельного потребления сырьевых и энергетических ресурсов, оценивать степень экологичности производства, выявлять пути экологизации производства.

                  М 1.Принципиальные технологические схемы производства и (или) услуг.

УЭ 0. Входной контроль.

УЭ 1. Мы рассматриваем понятие принципиальной технологической схемы.

УЭ 2. Мы характеризуем показатели удельного потребления сырьевых и энергетических ресурсов, а также выбросов на единицу выпускаемой продукции.

УЭ 3. Мы оцениваем степень экологичности производства, выявляем пути экологизации производства.

УЭ 4. Резюме.

УЭ 5. Вспомогательные блоки.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению материала.

0

Входной контроль

Цель: повторить  усвоенный ранее материал.

  1. Что такое парниковый эффект?
  2. Что такое физическое загрязнение?
  3. Что такое химическое загрязнение?
  4. Что такое биологическое загрязнение?
  5. Что такое первичные энергоресурсы?
  6. Что такое вторичные энергоресурсы?

1

Мы рассматриваем понятие  технологии.

Цель: рассмотреть понятие технология её схема как структуру производственного процесса.

Изучите текст: Давайте поговорим о способах удовлетворения материальных потребностей человека. Приходится констатировать, что потребности различных людей достаточно разнообразны. Они зависят от их возраста, социального положения, мировоззрения, характера амбиций, вкусов и т.д.

И всё же у них есть общее – они должны питаться, поддерживать водный баланс в организме, защищать тело от холода, иметь жильё. Если человек не сможет удовлетворить эти потребности, он физически не сможет жить. Эти потребности называются витальными.

Иными словами говоря сферу интересов человека можно разделить на две большие группы: желания и потребности. Желания удовлетворяются по мере возможностей человека, а потребности обязательно.

Для того чтобы удовлетворять витальные потребности человека существуют специально разработанные технологии. Любое блюдо прежде чем попасть на стол, должно быть соответствующим образом приготовлено. Для этого существуют – рецепты в которых точно описаны все операции. Нарушение технологического процесса не позволит достигнуть желаемого результата. Технологии соблюдаются и при изготовлении одежды(раскрой, шитьё, утюжка), строительстве зданий, их утеплении, снабжении энергией. Все эти технологии созданы людьми, поэтому они называются искусственными. В качестве продуктов питания можно использовать грибы, ягоды, выросшие в лесу, плоды диких деревьев. Эти «изделия природы – результат естественных технологий. Человек вглядывается в окружающий мир, изучает природные явления, «подсматривает» у растений и животных естественные технологии, а потом воспроизводит их в других условиях, усложняет, усовершенствует – так многие естественные технологии порождают искусственные. Может быть между ними нет разницы? Есть, по крайней мере одна, и очень большая. Природные технологии – безотходные. Любой отходный продукт немедленно включается в общий круговорот веществ, разлагается и служит питательной средой для других организмов.

Технологические схемы, используемые людьми в ходе производства и потребления, как правило, приводят к накоплению отходов.

ОТХОДАМИ называют остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества продукция. Различают отходы производства, отходы потребления и бытовые отходы. Все они являются причиной загрязнения окружающей среды. Безотходными технологиями можно назвать те технологические схемы при которых около 90% отходов повторно используется. Малоотходными- те технологии где эта цифра достигает 70% (задание1)

Парная работа по изучению текста с использованием взаимоконтроля из блока самоконтроля. Выполнение заданий

2

Мы рассматриваем принципиальные технологические схемы, показатели удельного потребления сырьевых и энергетических ресурсов, а также выбросов на единицу выпускаемой продукции.

Цель: Рассмотреть понятие принципиальных технологических схем

Изучите текст:

Производственные процессы также имеют строгий порядок и последовательность операций. Процесс производства в целом имеет несколько стадий, и складывается из двух основных этапов: добыча и переработка. Качество природного ресурса бывает разное, ни в одном полезном ископаемом полезное для человека вещество не находится в 100%концентрации. Например в одном килограмме железной руды находится от 19% до 37% железа. Стадия добычи поэтому включает в себя такие технологические процессы как: добыча полезного ископаемого(19% полезного элемента), затем обогащение(процессы обогащения природного ресурса происходят на обогатительных комбинатах, где с помощью физических и химических способов концентрация в природном ресурсе доводится до60%), затем на следующей стадии происходит концентрация полезного для человека до 100% концентрации, формирования его в товарную форму так называемый полуфабрикат. На этом стадия добычи заканчивается. Следующая стадия технологических процессов Переработка – это дальнейшая переработка полуфабриката до конечного продукта потребления который идёт в продажу. В процессе взаимодействия  общества с природой происходит обмен веществом и энергией, что даёт возможность выявить основные стержневые пути этих взаимосвязей. Для анализа обмена веществ и энергии между обществом и природой, его оптимизации и прогнозирования используется метод ресурсных циклов. Под ресурсным циклом понимается совокупность превращений и перемещений определённого природного вещества (или группы природных веществ), которые происходят в процессе его использования человеком ( выявление, добыча, переработка, потребление, возвращение в природу). Ресурсный цикл включает в себя не только производственную, но и все остальные стадии обмена вещества между обществом и природой. Ресурсные циклы, базирующиеся на использовании возобновляемых природных ресурсов (животный мир, почвы, растительность) включают также стадию возобновления этих ресурсов, а понятие принципиальная технологическая схема только производственные процессы для конкретной отрасли или производства.

(творческое задание2)

3

Мы оцениваем степень экологичности производства, выявляем пути экологизации производства.

Цели: Создать условия для понимания явления экологичности производства  Закрепить понятия изучаемой темы.

Изучите текст:

Что мы можем назвать экологичностью технологических процессов. И каковы направления экологизации производства.

Экологичность технологических процессов складывается из двух основных показателей : Рационального использования ресурса и комплексного его использования

Рациональное использование ресурса в данном случае производственного сырья характеризуется опять же сырьеёмкостью технологической схемы. Сколько сырья идет на производство единицы продукции. Чем менее сырьеёмкое производство продукции тем более экономически и экологически выгодно это производство.

Комплексное использование ресурса подразумевает использование сырья до последнего атома.

И конечно же в это понятие входит  процесс утилизации отходов и повторного их использования если это возможно.

В естественных технологиях в процессе использования сырья или энергии все элементы движутся в общем круговороте вещества со своей строго определённой скоростью. Благодаря этому химические элементы таблицы Менделеева находятся в географической оболочке в распыленном неагрессивном состоянии. Человек изымает из ГО нужные ему ресурсы, концентрирует полезные для себя элементы до100% использует и потом вместо того чтобы использовать повторно выбрасывает концентрированные элементы в природу формируя агрессивную окружающую среду. Для экологичности производственных процессов необходимо не допускать выбросы в концентрированном виде, а найти способы их переработки или как минимум выбросы должны быть в таком виде чтобы ГО мола их переработать. И качество окружающей среды не страдало

 Под  качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей среды. Этот термин означает установление нор­мативов (показателей) предельно допустимых воздействий че­ловека и его деятельности на окружающую природную среду. Существуют следующие основные экологические норма­тивы качества природной среды:

•  санитарно-гигиенические — предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК); допустимый уровень физического воздействия (шума, вибрации, ионизирующих излучений и т.д.);

•  производственно-хозяйственные — предельно допус­тимый выброс вредных веществ; предельно допустимый сброс вредных веществ; допустимое изъятие компонентов природной среды; норматив образования отходов производства и потреб­ления;

•  комплексные показатели —допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду, индексы загрязне­ния атмосферы, воды и почвы.

Нормирование качества окружающей среды осуществля­ется на основании соответствующих нормативных документов, определяющих допустимые качественные и количественные показатели загрязнителей в воздухе, воде, почве.

 (задание 3)

4

Резюме:

Цель:

Подвести итог изученному материалу обобщить изученную тему.

Главный вывод:(итоговое задание 4).

5

Вспомогательные блоки

Блок добывания знаний и умений

Задание 1. Сформулируйте понятие Технология.

Задание 2. Что такое Принципиальные технологические схемы, охарактеризуйте их.

Задание 3. Сформулируйте пути экологизации производства.

Задание 4. Составьте опорный конспект этой темы.

 Блок самоконтроля и взаимоконтроля.

Как вы объясните: Различия естественных и искусственных технологий.

Знаете ли вы?

1.Какие виды отходов бывают?

2.Что такое комплексное использование ресурса?

Можете ли вы: сформулировать основные принципы для формирования безотходного и малоотходного производства?

Похожие материалы

Информация о работе