Личность и общество. Понятие личности и механизм ее формирования, страница 3

Чтобы реализовать и развить себя как полноценную личность, индивиды должны заменить товарно-денежный способ существования, нивелирующий как их самих, так и коллективы, в которых они получают средства своего развития, новым, коммунистическим обществом, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Такое гуманистическое общество следует отличать от грубого, уравнительного коммунизма, отрицающего человеческую личность. Ибо этот грубый коммунизм есть лишь "обобщение и завершение отношения частной собственности..., только отрицательное выражение упразднения частной собственности и присущего ей овеществления жизни". Действительное, позитивное упразднение частной собственности возможно при условии всестороннего развития

276

человеческой личности, которое в свою очередь предполагает наличие универсального развития производительных сил и форм общения. Только вместе с универсальным развитием производительных сил устанавливается и универсальное общение людей.

Следует отметить, что гуманизм возник на заре развития капитализма как прогрессивное течение общественной мысли, основным требованием которого были свобода личности, справедливое общественное устройство, право человека на удовлетворение земных потребностей. Экономическая основа буржуазного гуманизма - частная собственность, нравственная - индивидуализм и "разумный эгоизм", идеал - свободное развитие естественных задатков и склонностей человека. Однако вместо свободы, равенства, братства, расцвета личности капитализм вел к деградации и нравственному распаду личности, отчуждению ее от родовой сущности, утрате человечности. В своем труде рабочий по существу не утверждает, а отрицает себя, не развертывает свободно свою духовную и физическую энергию, а изнуряет физическую природу и разрушает свой дух. Путь к истинному гуманизму -построение бесклассовою общества, разрешающего антагонистическое противоречие личности и общества, создающего условия для свободного развития всех и каждого на основе всеобщего, научного труда и индивидуализированной общественной собственности.

По мнению Тейяра де Шардена, глубинная тенденция развития человечества в эпоху НТР - замена индивидуалистической цивилизации, приведшей к эгоистическому примату индивида над. коллективом, коллективистской суперцивилизацией, в которой коллективность выступает в качестве необходимого условия персонализации индивидов, а персонализация индивидов - основным условием существования и развития коллектива (общества). "Коллективизация или суперсоциализация в отношении к человеку могут означать только суперперсонализацию". Принцип "персонализирующего объединения" по существу означает гармоничное развитие личности и общества, направленность личных и общественных интересов на всеобщий прогресс, преодоление всех форм отчуждения личности от общества.

Что касается попыток освободить себя из-под власти безличных сил путем экзистенциального "бунта", преодоления в своем Я суррогатов ценностей современного общества, то они носят мнимый характер, не приводят к устранению антагонизма между личностью и обществом, не возвращают индивидам человеческие отношения, свойственные подлинной коллективности, основой которой является совпадение рода и индивида, непосредственное единство личного и общественного

277

10.3. Роль народных масс и личности в истории

Жизнь общества - это бытие всей совокупности индивидов, массы людей, ибо объективные законы общества суть прежде всего законы человеческой сущности (родовой и индивидуальной). Поэтому решающая роль в жизни общества принадлежит не отдельным индивидам, а всей их совокупности. Люди, народные массы, - это творцы истории, играющие в ней ведущую роль. Именно они - главные созидатели материальной и духовной культуры, основная движущая сила социального прогресса, неиссякаемый источник подлинного искусства. Историческая роль каждого поколения, их вклад в общечеловеческое, зависит от того, насколько полно они вбирают (аккумулируют в себе) и выражают наличную родовую человеческую сущность. Рост основательности исторического действия - это прежде всего результат аккумулятивного развития сущностных сил человека (в первую очередь труда, обладающего наиболее сильной тенденцией к самовозрастанию), выражающийся в аккумулятивном развитии техники, науки, искусства и т.д. В "Святом семействе" Маркс и Энгельс сформулировали закон возрастания роли народных масс в истории, согласно которому вместе с основательностью исторических действий будет расти и объем массы людей, делом которых они являются. Причины такого возрастания заключены в развитии производительных сил, которые определяют объем исторических действий, обусловливающих численность и активность индивидов. В те исторические периоды, когда производственные отношения создают простор для развития производительных сил, творческая энергия масс проявляется прежде всего в материальной и духовной деятельности, в переходные эпохи - в революционной деятельности. Наиболее ярко роль народных масс проявляется в социальных революциях и национально-освободительных движениях.

Помимо роста массы участвующих в историческом творчестве, растет и сознательность людей, степень их зрелости. Глубокие общественные преобразования, как считал Ленин, требуют сознательного отношения к ним индивидов. Поэтому деятельность выдающейся личности, руководителя будет в той мере успешна, в какой она сможет указать ему путь раньше других, разрешить те вопросы, на которые оно (движение масс) стихийно наталкивается.

Решающая роль в обществе народных масс означает не отрицание существенной роли выдающихся личностей, а производность их деятельности от совокупной деятельности индивидов. Последняя всегда предполагает общественную организацию людей и тем более сложную,

278

чем сложнее осуществляемая индивидами деятельность. Сколь бы ни была велика роль личности в истории, ее величие - продукт величия исторических преобразований, совершаемых действием народных масс, а сама великая личность есть лишь результат великой эпохи. Однако умение руководителя видеть дальше, понимать происходящие события глубже других, способность ставить цели, не вступающие в противоречие с объективными законами и условиями действительности, оказывают значительное влияние на ход событий.

С усложнением труда и общественной жизни в целом растет и роль личности. В формирующемся постиндустриальном обществе высшей ценностью становятся личности, обладающие развитой индивидуальностью и личной ответственностью за все, что они совершают. Особую значимость приобретает чувство индивидуальной ответственности за сохранение окружающей среды, предотвращение ядерной угрозы, ликвидацию бедности, выживание человечества вообще, славянских народов в частности.