Управление как целенаправленное воздействие, страница 11

Демократический стиль управления – стиль командной работы, стиль формирования команды единомышленников.

Умение подбирать людей для команды. Достоинства демократа – он сознательно допускает изложения самых разных предложений на разных стадия решения проблемы.

Легко переживает, если решение будет разгромлено в ходе обсуждения.

Демократ в общении с людьми доброжелателен, умеет находить компромиссное решение и часто находит.

Демократ умеет выступать обоснованно, умело выбирает вопросы

Методы решения – решения принимает всегда индивидуальные, стремится не администрировать, максимальную нагрузку.

Методы контроля – демократ умеет отличить серьезный недостаток от пустякового

Демократ искренне считает, что за недостаток должен отвечать тот, кто его совершил.

Работает успешно.

Либеральный стиль управления – слабый, нерешительный, сплошь компромисс

Либералы боятся принимать индивидуальные решения, почти всегда стремятся к коллегиальности решений.

Коллегиальные решения часто конъюнктурные

Взаимоотношения с людьми мягкие

Законы обходит не любят

Слабый тип руководителя, в транспортном строительстве их немного

Чистых стилей управления, также как и чистых темпераментов, почти не бывает. В транспортном строительстве:

Автократов – 54%

Демократов – 44-45%

Либералы -1-2%

Стили управления в системе Grid

GRID – (англ) решетка

Успех в людях – отношении подчиненных к руководителю

1.1 – «Нищета управления», успех минимальный: ни в людях, ни в производстве, руководители стремятся удержаться на должности компенсируя отсутствие успеха отношениями с собственниками. (класс. – Либерал)

5.5 – «Центрист», пользующийся теория перекрестка. Руководители этого стиля добиваются хороших результатов, если нет амбиций по выходу на мировой уровень

1.9 – «Хозяйка загородного клуба», академический стиль управления, руководители этого стиля делают все, чтобы создать максимально комфортные условия для работников. (Хуже чем 1.1)

9.1 – Руководитель этого стиля имеет целевую ориентацию на максимальный успех предприятия. (класс. – Автократ)

9.9 – «Стиль командной работы», когда руководитель умеет сформировать команду единомышленников, и это команда добивается большого успеха в производстве и людях. (класс. – Демократ)

Цель классификация GRID – популяризация стилей, сделать доступными стили для всех

Дополнительные характеристики:

·  Паттермализм

·  Маттермализм – «клужка с цыплятами»

Методы социологических исследований

«Информаторы» - доносчики – неправильный метод социологических исследований

Руководитель, использующий информаторов, не может эффективно руководить

Социологические исследования – объективный способ получения информации о бригадах

1.  Анкетирование:

Анкетирование – дорогостоящее мероприятие. Оно должно проводиться по серьезным, глобальным, проблемным вопросам

Анкетирование должно проводиться либо специальной организацией, либо специально обученные люди из организации

Заказчики анкетирования часто перегибают палку в количестве вопросов

По мнению лектора, в анкету в строительных организациях включать больше 10 вопросов не нужно.

Сами вопросы могут иметь разную основу для получения информации

Имеются закрытые, открытие и комбинированные вопросы

Закрытые – «Да» или «Нет» - факт

Открытие вопросы – отвечающий сам дает ответ, как хочет

Комбинированные вопросы – вопросы с вариантами заранее заготовленных ответов

Иногда есть ответ или по вашему желанию – вопрос переведен в открытый

Достоинства и недостатки вопросов:

·  закрытые легко обрабатывать, легко считать, минимум информации

·  открытый – сложно обрабатывать, максимум информации, появляется информация для произвола, начинает влиять мнение обработчика

·  комбинированные вопросы – полностью недостатки и достоинства не нивелируют

Наиболее легкие вопросы должны быть в начале анкеты

Трудность должна нарастать к центру, а затем должна падать.

Анкетирование – дело добровольное, издавать приказы не стоит

Нужно внимательно следить за корректностью вопросы, иногда вопросы оскорбляют чувства некоторой группы людей.

2.  Интервьюирование

Интервью - целенаправленная беседа руководителя

Цель – первое, что должен сформулировать руководитель, нужно заранее сформулировать вопросы

Интервью может проводиться только при желании собеседника, если собеседник пошел на беседу, но замкнулся – интервью надо прекратить, найти другие условия и повторить, если есть необходимость.

Руководитель может проводить интервью сам или поручить другому лицу.

Рекомендацию к интервью – добровольность, благоприятная обстановка для беседы (если на высоком уровне – можно за кружкой чая), в процессе беседы иногда человеку трудно вести равноправную беседу с руководителем – разумный руководитель должен сделать все, чтобы собеседник не был зажат, нужно делать наводящие …, но не давить.

После интервью руководитель должен проанализировать беседу, сразу. Нужно найти айсберги в беседе.

3.  Изучение исполнительной документации

Исполнительная документация дает очень много информации.

Отчетность по выполнению планов – сам факт выполняются планы или нет, говорит о том, как работает коллектив и в каком он состоянии

Нужно глубоко проанализировать, как выполняются эти планы:

-  Строительно-монтажные работы выполняются так, что они формируют план

-  Строительно-монтажные работы отстает от плана и есть незавершенное производство, за счет чего «натягивают» план

-  Бывают случаи формального невыполнения плана, подтасовка в выполнении плана

-  Откровенное жульничество

Следует анализировать внимательно рапорты и протоколы планерок, оперативных совещаний, конференций.

Если в рапортах и планерках обсуждается постоянно один и тот же вопрос – то это показатель того, как организованно управления, или наоборот, какие вопросы вообще не обсуждаются.