Транспорт в системе общественного производства и его экономические особенности

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                                                               Лекция №2

                 ТРАНСПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

                 И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

                 Л- ра «Экономика ж.д.транспорта» под редакцией В.А.Дмитриева мтр.7

                      Транспорт – является составной частью всех стадий производства продукции предприятий отрасли народного хозяйства.

Транспорт – это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и  пассажирского транспорта: ж.д., автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного, промышленного и городского.

    Транспорт – это связующее звено между производителями и потребителями товаров, продукции, услуг, без которого рыночные отношения невозможны. В своем развитии транспорт тесно взаимодействует со всеми отраслями производства. Для предприятий промышленности главным является – производство продукции для обмена и потребления. Назначение ж.д.транспорта состоит в том, чтобы перемещать эту продукцию. Иначе говоря , транспорт продолжает процесс производства. Производство любой продукции заканчивается ее доставкой к месту потребления. Поэтому транспорт продолжает и заканчивает процесс создания продукции всех отраслей народного хозяйства.

                          Схема кругооборота капитала (денежных средств) промышленности.

                РС( рабочая сила)

Д(деньги)                                   . . . П (пр-во) . . . Т' товар  -  Д' (доход)

                 СП(средства пр-ва)           

           1 стадия                                  2 стадия                      3 стадия

сфера обращения                          сфера пр-ва             сфера обращения

Т', товар обмениваемый на Д' деньги (доход).

На каждой стадии происходит транспортирование (перемещение). На 1 и 3 стадии действует так называемый транспорт общего пользования /авто, ж.д., воздушный, морской, речной/.

2 стадия – внутрипроизводственный транспорт /подъездные пути промышленных  предприятий/. Он используется для данного предприятия и принадлежит данному предприятию.

   Транспорт является необходимым условием производства любой продукции.

     Учитывая важную роль ж.д.т.в экономике, его рассматривают как самостоятельную сферу материального производства на ряду с промышленностью и с/хозяйством.

                                         Схема кругооборота капитала на транспорте.

           РС

Д                    . . .  П  - Д' (оплата)

           СП      

      1 стадия             2 стадия

Формула кругооборота транспортного капитала показывает и особенности самого транспорта: 1/ отсутствие готового продукта в виде товара Т;  2/ в составе производства (СП) отсутствует сырье.

                                      Особенности продукции транспорта.

1/ Основная – состоит в том, что продукция транспорта невещественна, т.е.новые вещи не производятся ,а лишь перемещает продукцию предприятий.

2/ Процессы производства и потребления транспортной продукции не разделены во времени, а происходят одновременно.

    Потребляется сам процесс производства, а не продукт который может быть отделен от произведенного продукта. Продукция транспорта не может быть создана в запас.

3/ Во время транспортировки предмет труда не становится собственностью транспорта, но созданная на транспорте стоимость добавляется к стоимости перевозимых грузов.

Транспортная продукция имеет свои измерения:

- грузооборот – т.км нетто -          pl

- пассажирооборот – пасс.км -      al

в целом по перевозкам – приведенные т км   -          pl  +К   al

К – коэффициент приведения, учитывающий различную трудоемкость и себестоимость грузовых и пассажирских перевозок. К> 1.

Кроме названных показателей продукция транспорта может измеряться в тоннах отправленных грузов фиксируемых в пункте отправления и по количеству отправленных пассажиров.

                                    Транспортная система России.

                                         Схема на стр.16

  Все виды транспорта общего пользования играют важную роль в экономике страны. Причем каждый вид транспорта имеет свою сферу рационального применения.

                           3. ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА        МАГИСТРАЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Л-ра  «Экономика ж.д.т.» под редакцией В.А.Дмитриева стр.18.

             Сравнительная характеристика различных видов транспорта.

 Воздушный транспорт – применяется когда требуется срочная доставка грузов.

Недостаток – большая стоимость перевозок.

Речной, морской – имеют низкую себестоимость перевозок.

Недостаток – сезонность перевозок и ограниченность.

Автомобильный – вне конкуренции при перевозках на короткие расстояния.

Ж.д. – основной вид транспорта . Около 40% грузо и пассажирооборота осуществляется по железной дороге.

Достоинства – 1/регулярность перевозок

2/ высокая провозная способность

3/ универсальность /возможность перевозить почти все виды грузов/

1988 год – 42 млн.т км брутто км в год

1998 год – 17 млн.т.км брутто км в год

1999 год – 19 млн.т.км брутто км в год.

Развернутая длина главных путей – 126 тыс.км

Эксплуатационная длина главных путей – 86 тыс.км.

Протяжение с рельсами Р-75, Р-65 на главных путях –93,2%

Протяженность б/пути   - 57,8%

Октябрьская ж.д. – Развернутая длина главных путей = 13000 км.

                              Основные направления транспортной политики.

    Основными направлениями являются:

1/ создание высокоэффективной современной транспортной системы, комплексное ее развитие, обеспечивающее связи между регионами страны, и межгосударственные с зарубежными странами.

2/ полное, бесперебойное, устойчивое удовлетворение потребностей экономики страны в перевозках грузов, почты, багажа.

3/ повышение качества транспортных услуг, расширение их ассортимента.

                           Управление на ж.д.транспорте.

                            Стр.29 Дмитриев В.А.

     Управление – это вид деятельности, функция по руководству людьми в организациях, общественных производствах, на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и.т.д.

                      /схема на стр.32 цели,принципы/ъ

      Совершенствование структуры управления ж.д.т.и хозяйства.

Государство РФ

 
                                       

 


 


Предприятие

 

НОД

 

дорога

 
Морской                                          

-  воздушный

автомобильный                                                       

МПС – управляет деятельностью подчиненных железных дорог, предприятий и организаций непосредственно руководит перевозочной работой.

               Основные задачи МПС:

1/ создание условий для устойчивой работы ж.д.т.с целью обеспечения потребности в перевозках и услугах жизни деятельности всех отраслей экономики

2/ создание сферы услуг с целью обеспечения конкурентоспособности

3/ разработка стандартов и норм определяющих порядок функционирования ж.д.т.

4/ разработка предложений и реализация программ по развитию отрасли, внедрение новой техники и технологий

5/ организация работ по обеспечению движения поездов

Управление строится на сочетании территориального и отраслевого (производственно – технического) принципов. По территориальному признаку железнодорожная сеть делится на дороги и отделения;

По производственному  - на главные управления МПС, службы дорог, отделы отделений и предприятия;

По функциональному признаку – на управления МПС и их подразделения на дорогах, занимающихся прогнозированием, планированием, финансированием, учетом.

Функциональные управления и отделы МПС не имеют распорядительных функций и не могут давать предприятиям распоряжений, не согласовав их с главными отраслевыми управлениями.

Похожие материалы

Информация о работе