Основные принципы проектирования организации строительства зданий. Строительство зданий в районах вечной мерзлоты

Страницы работы

Содержание работы

52.Основные     принципы     проектирования     организации     строительства     зданий. Строительство зданий в районах вечной мерзлоты.

В процессе проектирования и строительства железных дорог не­обходимо согласование номенклатуры и объемов строительства зда­ний с этапами эксплуатационной готовности железнодорожной линии. После того, как установлена номенклатура зданий и сооружений, соответствующая этапам эксплуатационной готовнос­ти железной дороги, проектирование организации строительства и производства работ по возведению зданий производится в следую­щем порядке:

1)  формируются программы работ строительных организаций, осуществляющих строительство зданий;

2)  каждой строительной организацией разрабатываются проекты производства работ по возведению отдельных зданий и сооружений, включенных в программу работ;

3)  на основании разработанных проектов производства работ формируется календарный план на годовую программу работ стро­ительной организации;

4)  календарные планы работ отдельных строительных организа­ций согласовываются между собой и увязываются в процессе проек­тирования организации работ по возведению комплексов зданий и сооружений (ПОР поселка).

Задача формирования рациональной программы работ для стро­ительной организации заключается в установлении тех или иных зданий и сооружений, включаемых в программу работ на стадии производственного планирования.

1. На стадии эксплуатационной готовности все здания и сооруже­ния подразделяют:

•     на необходимые к этапу открытия рабочего движения поездов;

•     на необходимые к этапу сдачи перегонов железнодорожной линии во временную эксплуатацию;

•  на потребные для сдачи железнодорожной линии или ее учас­тка в постоянную эксплуатацию в объеме пускового комплекса;

•  на необходимые для сдачи железнодорожной линии в постоян­ную эксплуатацию в полном объеме.

2. На стадии строительства все здания и сооружения подразделяют:

•  на те, строительство которых необходимо завершить в плани­руемом году (пусковые);

•  на те, строительство которых не требует завершения в плани­руемом году (непусковые).

Порядок использования предложенных показателей приоритет­ности заключается в следующем:

1)  рассматривается принадлежность зданий и сооружений, вклю­чаемых в программу работ, к требуемой стадии эксплуатационной готовности. В первую очередь в программу работ включаются зда­ния, необходимые к этапу открытия рабочего движения поездов, во вторую - требуемые к этапу сдачи перегонов во временную эксплу­атацию и т.д. Если ряд зданий и сооружений имеют одну и ту же стадию эксплуатационной готовности линии, рассматривается сле­дующий по значимости показатель - стадия строительства;

2)  в зависимости от принадлежности зданий к пусковым и непус­ковым объектам в программу работ строительной организации включаются здания, строительство которых необходимо завершить в планируемом году.

После выбора зданий и сооружений, включаемых в программу работ каждой строительной организации, производится разработка проекта производства работ для каждого такого здания и сооруже­ния.

Строительство зданий в районах вечной мерзлоты.

При проектировании и строительстве фундаментов зданий, так же как и при постройке водопропускных сооружений, учиты­вают два характерных состояния вечномерзлых грунтов — мерзлое и немерзлое. В зависимости от назначения зданий или отсутствия в его конструкции источников теплоотдачи, как уже говорилось, приме­няют два принципа использования грунтов в качестве основания: со­хранение их в мерзлом состоянии в течение всего периода строитель­ства и эксплуатации (I принцип) и учет возможных деформаций в ре­зультате оттаивания грунтов основания и деградации вечной мерзло­ты (II принцип).

При строительстве по I принципу по сложности сохранения грунтов основания в мерзлом состоянии различают три группы же­лезнодорожных зданий и сооружений

Группа А. Неотапливаемые здания и сооружения, при стро­ительстве и эксплуатации которых для сохранения грунтов в мерз­лом состоянии не требуется применять дополнительные устройства и выполнять особые мероприятия.

Группа Б. Отапливаемые здания и сооружения, при строительстве и эксплуатации которых сохранение грунтов ос­нования в мерзлом состоянии может быть обеспечено просты­ми способами.

Группа В. Отапливаемые здания и сооружения, при строи­тельстве и эксплуатации которых сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии возможно лишь при применении сложных спосо­бов и устройств.

Грунты оснований зданий и сооружений группы Б могут быть сохранены в мерзлом состоянии посредством устройства в кон­струкции фундаментов проветриваемых подполий. Такие подполья могут быть от­крытыми и с регулируемым проветриванием.

В ряде случаев при строительстве зданий по I принципу мо­гут быть использованы в качестве оснований под здания под­сыпки из дренирующего грунта (крупно- и среднезернистых песков, крупнообломочных скальных материалов, шлаков, гра­вия). Подсыпки, высотой 1,5 — 2,0 м могут быть устроены по торфомоховому слою. Такого рода решения принимались для исключения развития термокарстовых и солифлюкционных яв­лений.

Благодаря применению подсыпок может быть уменьшена глу­бина заложения фундаментов, исключается возможность их вы­пучивания, улучшается водоотвод ливневых и талых снеговых вод, повышается несущая способность грунтов деятельного слоя, происходит дополнительное обжатие естественного основания под весом подсыпки.

Фундаменты зданий применяют преимущественно свайные, однако, в некоторых случаях, — например, при возведе­нии зданий на подсыпках, на площадках с неглубоким залеганием кровли разрушенных скальных пород или крупнообломочных грун­тов, а так же на площадках с залеганием массивов погребенных льдов, целесообразно применять сборные столбчатые фундамен­ты. Ленточные фундаменты применяют в тех случаях, когда их подошвы залегают в пределах насыпи, отсыпанной непучинистыми грунтами.

При строительстве по II принципу (на оттаивающих осно­ваниях) проектные решения фундаментов выбирают с учетом ве­личин ожидаемых деформаций оснований.

Приспособление зданий к неравномерным осадкам производят по жесткой или гибкой схемам. Во всех случаях стремятся проектировать здания в плане простой геомет­рической формы. При жесткой схеме возникают дополнительные усилия в конструкциях, на которые они должны быть рассчитаны. В этом случае применяют преимущественно фундаменты в виде лент или плит. При гибкой схеме приспособления к осадкам вызываемые усилия или незначительны или не возникают совсем.

Похожие материалы

Информация о работе