Анализ проблем эффективности использования основных производственных фондов железнодорожного транспорта

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                                             Доклад

В условиях экономических преобразований, происходящих в России уже более 10 лет, особое значение для экономики страны имеет стабильно функционирующий железнодорожный транспорт. Эффективная работа железных дорог непрерывно связана с повышением эффективности использования всех производственных ресурсов и, в первую очередь, основных производственных фондов (ОПФ). Основные фонды являются тем экономико-производственным потенциалом устойчивой работы железнодорожного транспорта, который позволяет снизить эксплуатационные расходы, повысить производительность труда работников, обеспечить удовлетворение возрастающих требований пользователей к качеству услуг, предоставляемых транспортом.

В связи с этим анализ проблем эффективности использования ОПФ железнодорожного транспорта, совершенствование экономической оценки резервов его повышения являются весьма актуальными.

В дипломном проекте, на примере Путевой машинной станции № 75 подразделения филиала «Путьрем» ФГУП Октябрьской железной дороги (ПМС-75) освещены вопросы учета и аудита основных фондов, а также выполнен анализ ОФ.

В 2001 году ОФ ПМС-75 на конец года оценивались в 493346 тыс. руб. на конец 2002 года в 593353 тыс. руб. В динамике наблюдается значительное изменение стоимости ОФ в целом, а также наблюдается изменение стоимости и по группам в основном по группе «транспортные средства» и «машины и оборудование».

Анализ показал, что стоимость ОПФ большее изменяется под влиянием переоценок, чем в результате реального движения ОС.  (Рис.5)  Коэффициент ввода составил в 2001 году 3%, в 2002 году 3,2%; коэффициент выбытия в 2001 году  1,3 %, в 2002 году 3,8% а коэффициент прироста ОФ в 2001 году 1,7 %, а в 2002 году произошло снижение на 0,6%. (Таблица 3)

Анализ коэффициентов переоценки по основным группам ОФ и темпов роста оптовых цен в промышленности показали неадекватность проводимых на железнодорожном транспорте переоценок макроэкономическим процессам, происходящим в стране за последние годы.

Неправильная оценка стоимости ОС не только искажает общую картину финансового состояния предприятия, но и вызывает:

§  неточное начисление амортизации, а следовательно себестоимости, доходности, рентабельности;

§  искажение сумм причитающихся налогов, в первую очередь налогов на имущество и прибыль;

§  неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;

§  неверное исчисление ряда технико-экономических показателей, характеризующих использование ОС (степень износа, коэффициент ввода и выбытия, показатели эффективности: фондоотдача, фондовооруженность, фондоемкость) и, как следствие, проведение несбалансированной инвестиционной политики.

           Выполненный анализ структуры ОФ показал, что ОПФ ПМС-75 в 2001 году составили 99,9 % всех основных фондов, а в 2002 году 99,7%.  Следует отметить также  изменения в структуре ОПФ. Так в 2002 по сравнению с 2001 годом увеличилась доля транспортных средств  на 7,8 % и уменьшилась доля зданий на 3,6%, машин и оборудования на 2,7% и сооружений на 1,5%. (Рис.6)

Основным показателем, характеризующим техническое состояние ОФ, является коэффициент износа. Чем больше его величина, тем хуже техническое состояние объектов, выше затраты на их ремонт, а следовательно выше себестоимость перевозок.

      Анализ износа ОФ проводился как в целом по ПМС-75, так и по функциональной принадлежности  ОФ.

Анализируя рассчитанные показатели необходимо отметить, что общий процент износа ОФ увеличился с 47,1% в 2001 году до 58,3 % в 2002 году.

Наибольшее увеличение износа наблюдается по активной части ОФ в 2001 году по отношению к 2001 году он увеличился в 1,2 раза.

Состав и качество ОФ пмс-75 характеризуется резкими негативными сдвигами возрастной структуры их активной части, произошедшей в последние годы.

 Выполненный анализ позволяет сделать вывод о том, что для ПМС-75, также как и для всего железнодорожного транспорта характерен высокий износ ОПФ и на балансе ПМС-75 большое количество ОС, полностью выработавших нормативные сроки службы.

Широкомасштабное обновление ОПФ железнодорожного транспорта возможно за счет следующих источников:

-  привлечение инвестиций для обновления ОФ;

-  увеличение объема собственных средств;

-  вывод с баланса предприятий и подразделений отделения дороги устаревших и выработавших нормативные сроки ОФ.

В настоящее время финансирование модернизации ОФ за счет собственных средств предприятий железнодорожного транспорта возможно из прибыли и за счет средств амортизационного фонда. Амортизационный фонд – один из важнейших источников собственных инвестиций, направленных на модернизацию производственной базы, техническое перевооружение, капитальное строительство, разработку и внедрение инноваций.

Объем амортизационного фонда, в свою очередь, непосредственно зависит от способов начисления амортизации.

В связи с особенностями функционирования железнодорожного транспорта  весь накопленный амортизационный фонд централизуется МПС. У подразделений дорог таких, как ПМС-75, нет средств для самостоятельного приобретения основных фондов, что отрицательно сказывается на результатах деятельности предприятий. Считаю подобную полную централизацию средств амортизационного фонда излишней, это полностью лишает предприятие самостоятельности в принятии решений и возможности приобрести необходимые  средства труда.


Начальник

ПМС

 


 


Подпись: Комплекс № 5

Подпись: Комплекс № 6


Блок-схема: процесс: Склад запчастей                                                                                                

                                                                                                

Рис. 1 Организационная структура Путевой машинной станции № 75.


Таблица 1

Основные технико-экономические показатели ПМС-75

№ п\п

Наименование показателя

Годы

Отклонение (+; - )

индекс динамики

2001

2002

в абсолютном выражении

в %

А

Б

1

2

3

4

5

1

Объем выполненных работ в прив.км

179,3

190,3

11

0,06

1,06

2

Объем выполненных работ в стоимостном выражении тыс.руб.

101046

5288

-95758

-0,95

0,05

3

Средняя численность персонала, чел.

310

293

-17

-0,05

0,95

4

Средняя стоимость основных фондов                                  в том числе производственных

483705

596931

113226

0,23

1,23

482102

595024

112922

0,23

1,23

5

Доходы - всего, тыс.руб.         в том числе:

121568

6006

-115562

-0,95

0,05

6

от основной деятельности

101046

5288

-95758

-0,95

0,05

7

от операционной деятельности

20515

718

-19797

-0,97

0,03

8

от внереализационной деятельности

7

-7

-1,00

0,00

9

Расходы - всего, тыс.руб.      в том числе:

127988

102451

-25537

-0,20

0,80

10

материальные затраты

33168

39925

6757

0,20

1,20

11

затраты на оплату труда

20869

12648

-8221

-0,39

0,61

12

отчисления на социальные нужды

7638

4522

-3116

-0,41

0,59

13

амортизация основных средств

37436

30903

-6533

-0,17

0,83

14

прочие затраты

1534

9202

7668

5,00

6,00

15

Расходы от операционной деятельности

27097

5207

-21890

-0,81

0,19

16

Расходы от внереализационной деятельности

246

44

-202

-0,82

0,18

17

Средняя выработка одного работающего, тыс.руб. (п.2/п.3)

0,58

0,65

0,07

0,12

1,12

18

Фондоотдача (п.2/п.4)

0,00037

0,00032

-0,00005

-0,14

0,86

19

Материалоотдача (п.2/п.10)

0,0054

0,0048

-0,0006

-0,12

0,88

20

Материалоемкость выполненных работ

185,0

209,8

25

0,13

1,13

21

Трудоемкость выполненных работ

1,7

1,5

-0,2

-0,11

0,89

22

Амортизациеемкость выполненных работ

208,8

162,4

-46

-0,22

0,78

Похожие материалы

Информация о работе