Хронические воспалительные заболевания кишечника (болезнь Крона, язвенный колит), синдром раздраженной толстой кишки. Хронический панкреатит

Страницы работы

Содержание работы

1.  Тема: Хронические воспалительные заболевания кишечника (болезнь Крона, язвенный колит), синдром раздраженной толстой кишки. Хронический панкреатит.

(Методические рекомендации для преподавателей)

2.  Общее время занятия - 5 часов.

3.  Мотивационная характеристика темы: Хронические воспалительные заболевания кишечника, синдром раздражённой кишки и хронический панкреатит являются довольно распространенной патологией. Частота выявления этих заболеваний с возрастом неуклонно увеличивается, что указывает на необходимость изучения данной патологии и её осложнений, диктует необходимость назначения корригирующей комплексной терапии. Своевременная диагностика и адекватная фармакотерапия этой группы заболеваний позволяет сократить число дней нетрудоспособности, предотвратить преждевременную инвалидизацию и тем самым продлить активную трудовую жизнь больных.

4.  Цель занятия: ознакомление студентов с этиопатогенезом, клиникой, диагностикой и современными подходами к фармакотерапии больных с хроническими воспалительными заболеваниями кишечника, синдромом раздраженной толстой кишки и хроническим панкреатитом.

5.  Задачи занятия:

- Студент должен знать: Причины развития, патогенез, клинические признаки, диагностику. дифференциальную диагностику хронических воспалительных заболеваний кишечника, синдрома раздраженной толстой кишки и хронического панкреатита; адекватную и современную тактику фармакотерапии данной патологии; механизмы действия применяемых лекарственных средств и их возможные побочные эффекты, а также вопросы профилактики и врачебно-трудовой экспертизы.

-Студент должен уметь: составлять план обследования больных с хроническими заболеваниями кишечника, синдромом раздраженной толстой кишки и хроническим панкреатитом; оценивать клиническую ситуацию и полученные результаты для постановки и обоснования развернутого клинического диагноза; уметь назначать больному адекватную терапию на основе знания принципов лечения данной патологии; оказывать больным неотложную помощь; назначать реабилитационную программу и осуществлять ВТЭ.

-Практические навыки. которые должен освоить и закрепить студент:

1.  Собирать анамнез для уточнения диагноза.

2.  Проводить тщательное физикальное обследование больных.

3.  Правильно интерпретировать полученные данные клинико-лабораторных, инструментальных и рентгенологических исследований.

4.  формулировать диагноз и проводить дифференциальную диагностику.

5.  Проводить ургентную терапию и реанимационные мероприятия.

6.  План занятия.

-  Введение

-  Определение исходного уровня знаний

-  Коррекция исходного уровня знаний

-  Постановка задач занятия

-  Самостоятельное выполнение заданий

-  Оценка конечного уровня знаний по теме занятия

-  Закрепление знаний

-  Коррекция конечного уровня знаний

-  Заключение преподавателя и задание на дом

7. Контрольные вопросы смежных дисциплин.

1. Основные жалобы при заболеваниях кишечника и их возможный генез.

2. Глубокая методическая пальпация по методу Образцова и Стражеско.

3. Диагностическое значение инструментальных методов исследования ЖКТ.

4. Копрологическое исследование и его диагностическая ценность.

5. Исследование ферментов поджелудочной железы в крови и моче.

8.  Контрольные вопросы по теме занятия:

  1. Неспецифический язвенный колит: определение и этиопатогенез.
  2. Классификация НЯК.
  3. Основные клинические симптомы НЯК.
  4. Клинические формы течения, степени тяжести и осложнения.
  5. Фармакотерапия НЯК.
  6. Болезнь Крона: определение, этиопатогенез и патоморфология.
  7. Клиническая картина болезни Крона.
  8. Осложнения болезни Крона.
  9. Лабораторные и инструментальные данные при болезни Крона.
  10.  Дифференциальный диагноз болезни Крона и НЯК.
  11. Фармакотерапия болезни Крона.
  12. Хронический панкреатит: определение, этиология, патогенез.
  13. Классификация хронического панкреатита.
  14. Клиническая картина хронического панкреатита.
  15. Клинические формы панкреатита и степени тяжести.
  16. Лабораторные и инструментальные данные при хроническом панкреатите.
  17. Фармакотерапия хронического панкреатита.

9.  Организация и методика проведения занятия:

-  Место проведения занятия - учебный класс и палаты гастроэнтерологического отделения клиники.

-  Оснащение занятия - карты с ситуационными задачами, таблицы, слайды, отражающие этиопатогенез и классификацию воспалительных и функциональных заболеваний кишечника и хронического панкреатита; данные полученные при ирригоскопии, данные колоноскопии и УЗИ-исследования, истории болезней тематических больных, наборы медикаментов используемых для фармакотерапии данной патологии.

-  Указания к проведению занятия.

вначале проводится опрос готовности студентов по теме домашнего задания с активным обсуждением узловых вопросов воспалительных заболеваний кишечника. хронического панкреатита. Следует выяснить знание студентами этиопатогенеза, клиники, классификации и диагностических критериев воспалительных и функциональных заболеваний кишечника, Хроничекого панкреатита: проверить знания студентами вопросов терапии, профилактики и реабилитационных мероприятий по данной патологии.

            Далее студенты самостоятельно:

-  Собирают анамнез у тематических больных.

-  Проводят тщательное физикальное обследование больных с суммацией полученных данных и постановкой предварительного диагноза.

-  Интерпретируют имеющиеся по обсуждаемому больному клинико-лабораторные данные.

-  Решают вопросы фармакотерапии данной патологии.

Тематический разбор больных завершается коррекцией преподавателем выявленных ошибок.

10. Литература.

            Основная:

1.  Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: Практ. руководство: В 4 т. Т.1-М.: Медицинская литература, 1999.-С. 241-263, 219-224, 530-548..

2.  Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Т.1. Лечение болезней органов пищеварени.-2-е изд.- М.: Мед. лит., 1999.-С. 384-396, 409-417, 449-468.

3.  Справочник по гастроэнтерологии / И.Н.Броновец, И.И.Гончарик, Е.Н.Демидчик, М.Н.Сакович.- Мн.: Беларусь, 1998.- С. 177-188, 207-, 384-392..

Дополнительная:

1.  Чиркин А.А. и др. Диагностический справочник терапевта 2-е изд.- Мн.: Беларусь, 1993.- С. 318-320, 325-326, 331-335.

2.  Литвяков А.М. Клинические лекции по внутренним болезням. Витебск, 1997.- С. 34-47.

3.  Кукес В.Г. и др. Клиническая фармакология. М.: 1991.- 444 с.

Подготовил доц. Бизюк Л.А.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0