Учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Типы ВНД. Современные представления о механизмах сна и бодрствования

Страницы работы

Содержание работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра нормальной физиологии

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №__________2007 года

ЛЕКЦИЯ № 41

по нормальной физиологии для студентов 2 курса

лечебного, медико-диагностического, медико-профилактического факультетов

Тема: Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Типы ВНД. Современные представления о механизмах сна и бодрствования.

Время 90 минут

Учебные и воспитательные цели:

1. Сформировать представление о функциях коры больших полушарий.

2. Составить представление о типах ВНД, о сигнальных системах.

3. Сформировать представление о механизмах сна и бодрствования.

4. Научиться использовать полученные теоретические знания для оценки состояния функций коры головного мозга.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Физиология человека: Учебник/ В 2-х томах. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. — М.: Медицина, 1997. —Т.2. — С. 260 – 264.

2.Физиология человека. Шмидт Р., Тевс Г. М.: Мир", 1986.Т. 2 С. 454—565.

3. Нормальная физиология. Учебник. Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачева Под ред. Э.Г. Улумбекова. Москва, 2005. С. 245.

4. Киеня А.И., Заика Э.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии/ Под ред. проф. А.И. Киени. — Гомель, 1999. — С. 24 – 38.

Дополнительная

1. Руководство по возрастной физиологии. Ред. В.Н. Черниговский —Л.: Наука, 1975.

2. Киеня А.И., Бандажевский Ю.И. Здоровый человек. Основные показатели: Справочник. — М.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 108 с.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ

1. Мультимедийная презентация 26 слайдов.

РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№ п/п

Перечень учебных вопросов

Количество выделяемого времени в минутах

1.

Специфические особенности ВНД человека

25

2

Типы ВНД

25

3

Экспериментальные неврозы

17

4

Современные представления о механизмах сна

20

5

Заключение

3

Всего                                90 мин

Специфические особенности ВНД человека

Анализ и синтез непосредственных сигналов, поступающих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляют 1 сигнальную систему. Характерна для животных и человека.

Словесные сигналы, речь составляют 2 сигнальную систему. Слово – сигнальный раздражитель.

Деятельность коры вызывается словом, как при общении с другими людьми, так и наедине. Представления о предметах и явлениях передаются словом без непосредственного контакта с действительностью. В этом есть определенная опасность отрыва от истины, искажение действительности. Поэтому очень важным является связь первой и второй сигнальных систем, т.е. рассказ должен подтверждаться показом.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного мышления, в которой участвуют оба полушария.

Формируется вторая сигнальная система постепенно. У новорожденного имеются в наличии только звуки. Во втором полугодии жизни появляются зачатки речевой деятельности и необходимость освобождаться от врожденных сосательных движений. Если этот автоматизм не ослабеет, то речь формируется нечеткой. Присасывающие действия языка способствуют неправильному произношению некоторых звуков (р, л, ш, ф, с и т.д.)

Этот дефект может остаться на всю жизнь, хотя сосательный автоматизм исчезает.

К концу первого года жизни слово приобретает самостоятельное значение. В два года формируется вторая сигнальная система.

В 6-7 лет слово приобретает ведущее значение.

Развитие речевых двигательных функций должно происходить в строго определенное время. Позже речь уже не развивается. Речь у детей, растущих среди животных может развиваться при обучении не позднее 5-летнего возраста. По видимому, к этому возрасту завершается формирование отделов мозга, обеспечивающих речевую функцию.

Типы ВНД

Тип ВНД – это совокупность индивидуальных свойств нервной системы, определяющая собой особенности психофизиологических механизмов взаимоотношений организма и среды.

При определении типа ВНД учитывают:

Скорость образования условных рефлексов (УР)

Величину условного рефлекса

Прочность условного рефлекса

Скорость иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения и др.

Павлов основываясь на : силе, уравновешенности,

Подвижности процессов возбуждения и торможения выделил 3 сильных и 1 слабый тип ВНД

Были выделены крайние типы ВНД, но чаще встречаются типы смешенные. Человеческий генотип под влиянием среды и воспитания превращается в фенотип.

Сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик).

Человек упрямый, нетерпеливый, склонен к риску, бывает агрессивным, нетерпеливый к недостаткам других, подвержен резким сменам настроения. Прямолинеен, незлопамятен.

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Легко привыкает к новым условиям, контактен, склонен к самопереоценке, тяготится однообразием. Легко переживает неприятности. Порой несобран, проявляет поспешность в решениях.

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Молчалив, ровен в отношении с другими, любит аккуратность и порядок во всем. Нетороплив, умеет ждать. Не склонен к быстрой смене настроения. Маловосприимчив к одобрению и порицанию. С трудом приспосабливается к новому.

Слабый тип (меланхолик) 

Стеснительный, застенчивый. Теряется в новой обстановке. Не верит в свои силы, мнителен, впечатлителен. Затрудняется в контактах, подвержен влиянию. Легко переносит одиночество. Восприимчив к одобрению и порицанию.

По соотношению между 1 и 2 сигнальными системами (СС) Павлов различал три типа ВНД человека.

Художественный (преобладает 1 СС)

Мыслительный (преобладает 2 СС)

Средний тип (равновесие СС)

Нарушения ВНД

В клинике было замечено, что люди с преобладанием первой системы, при нарушении функции мозга чаще заболевают истерией.

При преобладании второй сигнальной системы психастении.

Экспериментальные неврозы

Неврозы возникают при:

  • Перенапряжение процесса возбуждения
  • Перенапряжение тормозного процесса
  • Перенапряжение подвижности (смены) нервных процессов.

Фазы развития начальных этапов неврозов

  • Фаза уравнительных ответов.

Положительные условные раздражители разной силы вызывают одинаковый ответ.

  • Фаза парадоксальная.

Сильный условный раздражитель вызывает меньшую условно-рефлекторную реакцию, чем слабый.

  • Фаза ультрапарадоксальная

Сильные и слабые условные раздражители ответа не вызывают.

СОН

Продолжительность сна:

  • Новорожденные – 21 час в сутки
  • 6-месяцев – 1 год – 14 часов
  • 4 года – 12 часов
  • 10 лет – 10 часов
  • Взрослый – 7-8 часов

Виды сна: периодический, суточный, наркотический, гипнотический, патологический (летаргический)

Стадии и фазы сна

Ортодоксальный (медленный) сон:

  • А-фаза - еще бодрствование, но состояние расслабленное. Легкая сонливость. Преобладает на ЭЭГ альфа-ритм.
  • В-фаза – засыпание. Альфа-ритм исчезает. Появляется невысокий тета-ритм.
  • С-фаза – неглубокий сон. Появляется дельта-ритм, а также периодические «веретена» сна (пачки волн 12-15 Гц).
  • D-фаза – умеренно глубокий сон. Приобладают дельта-волны и появляются К-комплексы. Это высокие 2-х фазные волны.
  • Е-фаза – глубокий сон. На ЭЭГ фиксируются высокие медленные дельта-волны. Происходит восстановление энергии.

Парадоксальный (быстрый) сон.

Наблюдаются быстрые движения глаз. Медленные движения рук, ног. Аритмия пульса, дыхания.

Фазы сна плавно переходят друг в друга несколько раз за ночь. Парадоксальный сон появляется через 1,5 часа после засыпания. Он похож на пробуждение, однако разбудить спящего в это время еще труднее.

Из 8-ми часов сна 2,5 занимает парадоксальный сон. В начале сна он короткий, к утру он удлиняется до 35 минут.

Лишенные парадоксального сна испытуемые были раздражительные, невыспавшие, легко уставали. При этом состав ликвора был изменен. Люди не одинаково чувствительны к недостатку сна.

Сон развивающийся под влиянием монотонных раздражителей:

шум дождя,

шум ветра

стук колес,

монотонный голос Павлов назвал активным.

При уменьшении притока раздражений, при обездвиженности – назвал пассивным.

Гипотезы сна

  • Гемодинамическая
  • Гистологическая
  • Гуморальная
  • Нейрогенная

И.П. Павлов считал, что сон и условное торможение есть единый процесс. Кора является инициатором сна.

  • Корково-подкорковая теория (П.К. Анохин): лобные отделы коры оказывают постоянное тормозное влияние на структуры гипоталамуса. Задние ядра гипоталамуса способны оказывать угнетающее влияние на ретикулум ствола мозга. При утомлении нейронов лобных долей снимается их угнетающее влияние на задние (тормозные) ядра, они активизируются, угнетают ретикулум, который прекращает возбуждать кору. Наступает сон.

Нарушения сна

  • Трудность засыпания
  • Частая смена фаз
  • Длительные паузы между циклами сна (после возврата к А-фазе человек просыпается)
  • Нарушение структуры сна воспринимается как отсутствие сна.

Заключение

Условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. При повторении раздражителей в определенном порядке, между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью ответных реакций.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления. В ее осуществлении участвуют структуры обоих полушарий. Доминирующая роль принадлежит левому полушарию.

Периодическое чередование сна и бодрствования относится к циркадным ритмам и во многом определяется суточным освещенности.

Учебно-контрольные вопросы по теме лекции

1. Аналитическая и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип.

2. Особенности ВНД у человека. Учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах.

3. Учение И.П.Павлова о типах ВНД, их классификация и характеристика.

4. Нарушения ВНД. Экспериментальные неврозы.

Организационно-методические указания лаборантскому составу по материально-техническому обеспечению лекции.

1. За 15 мин до лекции подготовить мультимедийный проектор.

2. По окончании лекции выключить проектор, диск вернуть на кафедру.

Заведующий кафедрой, профессор                                                    Э.С. Питкевич

Дата переработки                                  2007г.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Физиология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0