Содержание работы врача по формированию здорового образа жизни, страница 2

Группу здоровых посетителей составляют лица, пришедшие на медицинскую консультацию или профилактический осмотр, для прохождения обследования в связи с поступлением на работу, диспансеризуемые здоровые. Для них предусмотрены пропаганда здорового образа жизни и широкий круг гигиенических вопросов: советы относительно режима труда, отдыха, питания, борьбы с вредными привычками, сведения, касающиеся особенностей поведения в связи с предстоящим изменением образа жизни (например, поступление на работу, отпуск и пр.). Поэтому методика гигиенического обучения этих лиц условно названа целевой информацией. Она включает проведение индивидуальной беседы, выдачу памятки.

В основе преморбидных состояний, представляющих собой субклинические стадии заболеваний, лежат уменьшение физической активности (гиподинамия), алиментарные нарушения, избыточный вес, нервно-психические перегрузки, вредные привычки, которые можно рассматривать как факторы риска. При работе с лицами, здоровье которых находится под угрозой, с лицами с потенциальной патологией, с факторами риска, их следует информировать о наличии предболезни, ее особенностях и возможном прогнозе; о конкретных мерах устранения нарушений норм гигиенического поведения, в том числе ликвидации (или смягчении) факторов риска и рационализации образа жизни.

Методика гигиенического обучения этих лиц условно названа коррекцией гигиенического поведения и включает индивидуальную беседу, выдачу буклета;

групповую беседу (для лиц, имеющих одни и те же нарушения); индивидуальные беседы лечащего врача и специалистов (врача ЛФК, диетолога, психотерапевта и др.).

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию среди больных должна быть направлена на то, чтобы добиться правильного гигиенического поведения больных, выполнения ими врачебных назначений и рекомендаций. В этой связи программа информации должна включать:

. ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания, но коротко, лишь настолько, чтобы обосновать последующие рекомендации; обоснование н расшифровку роли личного фактора, значения активного участия самого больного в борьбе с болезнью (сформировать активно противодействующее отношение к болезни; разъяснить важность точного и аккуратного выполнения всех назначений н рекомендаций врача; предостеречь от самолечения);

. гигиенические советы, рекомендации, касающиеся режима» питания, физической активности, закаливания, отказа от вредных привычек, устранения перегрузок нервной системы, стрессовых ситуаций.

Содержание гигиенических предписаний должно быть дифференцированным по нозологическим формам и применительно к болезни данного пациента. Методика работы с этим контингентом названа обязательным минимумом информации. Она включает вручение памятки, индивидуальную беседу.

Более 55% обращающихся в поликлиники — люди, страдающие хроническими заболеваниями. Работа по гигиеническому обучению этих больных должна носить систематический н дифференцированный характер. В процессе лечения хронического заболевания с ними проводится работа, включающая индивидуальную беседу, групповую беседу, вечер вопросов и ответов.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Работа по санитарному просвещению близких и родственников больных или лиц, которые ухаживают за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятную обстановку, или !профилактический климат0, в семье; способствовать выполнению назначений н предписаний врача;

обеспечить уход за больным.

Работало гигиеническому обучению и воспитанию на участке

Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительную работу на обслуживаемой поликлиникой территории. Эта работа проводится в двух направлениях: работа с больными и родственниками при посещениях на дому, работа с населением.

Гигиеническое обучение и воспитание больных проводится при посещениях больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) н психологическом плане. На основе полученных данных, в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций н привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов, отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.

В личной беседе с близкими больного врач или средний медицинский работник раскрывает причины и сущность заболевания, определяет правила поведения больного, ухода за ним, говорит о важности создания в семье обстановки, направленной на появление у больного положительных эмоций н исключающей какие бы то ни было

травмирующие факторы. Поведение близких должно вселят» в больного веру в успех лечения.

Санитарно-просветигельную работу с населением обслуживаемой территории медицинские работники осуществляют по месту жительства (домоуправления, ЖЭКи, общежития), на объектах обслуживаемой территории (предприятия, учебные заведения, учреждения). Эта работа имеет целью через пропаганду надлежащего образа жизни способствовать предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья.

Пропаганда здорового образа жизни включает широкий круг гигиенических вопросов: гигиена труда; гигиена отдыха; гигиена быта; физическая активность;

закаливание; рациональное питание; личная гигиена; борьба с вредными привычками.

При пропаганде мер первичной профилактики в отношении наиболее актуальных заболеваний население надо информировать:

. распространенности этих заболеваний;

. об особенностях этих заболеваний и факторах, способствующих их возникновению при нарушении гигиенических норм поведения;

. ранних признаках этих заболеваний и состояниях, пограничных между здоровьем и болезнью;

. о необходимости немедленного обращения к врачу при самых первых признаках заболевания;

. о важности прохождения профилактических обследований — либо путем самостоятельного обращения к врачу, либо в условиях массовых профилактических осмотров.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию в стационаре Особенности работы в стационаре определяются следующими моментами:

. непосредственным и очень близким контактом пациента и медицинского работника;

. небольшим, как правило, сроком пребывания больного в стационаре;

. относительной тяжестью состояния основной массы больных, особенно в первые дни болезни;

. наличием психологической установки и потребности у больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии;

. необходимостью информировать больного о правильном поведении во время пребывания в стационаре и после выписки в целях профилактики рецидивов, обострений и осложнений.

Больным  недостаточно  давать  только  определенную  гигиеническую информацию,  их нужно  научить  необходимым  гигиеническим  навыкам,

способствующим  быстрейшему выздоровлению.  Такая  методика получила наименование {гигиеническое обучение госпитализированных0.