Методы исследования и гигиеническая оценка влажности воздуха: Учебно-методическое пособие, страница 3

2. Исследование проводилось психрометром

3. Показания сухого термометра

4. Показания влажного термометра

5. Расчет влажности по формуле

6. Расчет влажности по таблице

Заключение по влажностному режиму в обследованном помещении:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование проводил

(подпись)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гигиена: учебник, 2-е изд., пер. и доп./ Под. редакцией акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002.

2. Румянцев Г. И. и др. " Общая гигиена " - М., 1985.

3. Габович Р. Д. и др. Гигиена. - Киев, 1984.

4. Гурова А.И., Горлова О.Е." Практикум по общей гигиене ".- М.-1991.

5. Покровский В. А. Гигиена, М.,1979.

6. Лекции кафедры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Пивоваров Ю.П. и др." Руководство к лабораторным занятиям по гигиене", М., 1983.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

ЗОЛОТАРЕВА АЛЛА ВИКТОРОВНА

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

Учебно-методическое пособие

Подписано в печать Форма 60×84 1/16 Бумага офсетная

Усл. печ. л. Усл.изд.л. Тираж 30 экз. Заказ

Издатель и полиграфическое исполнение –

Гомельский государственный медицинский университет

246000 г.Гомель,ул. Ланге,5

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра  общей гигиены, экологии и радиационной медицины

         Утверждено на  заседании кафедры

                       протокол №  от "___"_____2003г.

ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

        Учебно-методическое пособие  для преподавателей

                       Золотарева А.В.

Гомель,2003

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

  Общее время занятий: 3 часа.

                   Мотивационная характеристика темы

Гигиеническое значение влажности воздуха заключается в ее влиянии на теплообмен. Кроме того, при уменьшении влажности воздуха ниже 30% снижается защитная функция мерцательного эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Влажный воздух, увеличивая влажность одежды, ухудшает ее теплозащитные свойства (увеличивая теплопроводность), т.е. при низкой температуре воздуха приводит к увеличению потери тепла проведением. Кроме того, влажный воздух обладает большей теплоусвояемостью, т.е. отбирает большее количество тепла в единицу времени, чем сухой, и поэтому он ускоряет охлаждение.

Врачу-гигиенисту необходимо знать, как большая и низкая влажность воздуха влияет на теплообмен как при высокой, так и при низкой температурах. Если температура высокая (больше 30° С), то большая влажность, затрудняя испарение пота, ведет к перегреванию. При низкой температуре высокая влажность воздуха способствует более сильному охлаждению за счет потери тепла конвекцией. Поэтому оптимальная влажность воздуха находится в пределах 30-60%.

Цель занятия:

1. Закрепить теоретические знания о сущности влажности, как физического состояния воздуха и овладеть навыками ее определения.

    2. Ознакомить с устройством приборов для определения влажности воздуха и правилами пользования ими.

Тип занятия лабораторный

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. С помощью стационарного и аспирационного психрометров определить показатели влажности воздуха в учебной комнате и других помещениях, указанных преподавателем.

2. Полученные результаты оформить в виде протокола с гигиеническим заключением.

                      ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

    Для  полного усвоения темы студентам нужно повторить из:

медицинской и биологической физики – физические свойства  воздуха, методические подходы в изучении влажности воздушной среды;

биологической химии – источники загрязнения и примеси антропогенного происхождения воздуха.

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ  ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН 

1.  Роль климатических и погодных факторов в формировании влажности воздух.

2.  Превращения химических веществ атмосферного воздуха под действием физических факторов.

3.  Медицинские приборы для контроля  физического состояния воздушной среды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.   Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха.

2. Какие понятия применяются для характеристики влажности воздуха и в каких
единицах они выражаются.                                                          I

3. Гигиенические нормативы влажности в помещениях и мероприятия, направ-
ленные на улучшение температурно-влажностного режима помещений.

4. Приборы, используемые для определения влажности воздуха, их устройство,
принцип действия и правила работы.

                   ПЛАН ЗАНЯТИЯ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

1.  Постановка целей занятия, мотивация темы – 10 мин.

2.  Ознакомление студентов с планом проведения занятия – 5 мин.

3.  Контроль исходного уровня знаний студентов – 15 мин.

4.  Разбор темы занятия, методические указания  к выполнению лабораторной работы – 25 мин.

5.  Выполнение студентами лабораторной работы – 45 мин.

6.  Оформление протокола исследований – 20 мин.

7.  Подведение итогов занятия – 15 мин.

             ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

При постановке целей занятия необходимо обратить внимание на актуальность разбираемой темы, важность осуществления санитарного надзора за микроклиматом закрытых помещений в практике врача –гигиениста. Особое внимание надо акцентировать на знание студентами теоретического лекционного материала по данной теме.

Контроль исходного уровня знаний студентов можно провести в форме собеседования или тестирования. Контроль конечного уроавня знаний проводится при проверке оформленных протоколов  исследований.