Дифференциальная диагностика при патологии мочевого осадка: Методические рекомендации, страница 6

Острый и хронический уретрит — воспаление мочеиспускательного канала. Клиническая картина довольно характерна — учащенное и болезненное мочеиспускание, причем боли возникают в начале акта мочеиспускания; в моче обнаруживаются лейкоциты. Необходимо по возможности установить этиологию уретрита — гонорея, трихомониаз, хламидии, неспецифическая флора. Для этого бактериоскопически исследуются мазки из уретры и производятся посевы на элективные среды. Сочетание уретрита с конъюнктивитом, полиартритом характерно для синдрома Рейтера.

Хронический простатит — частая причина лейкоцитурии, при этом другие симптомы этого заболевания могут отсутствовать (тяжесть в области промежности, особенно когда больной сидит, дизурические расстройства). Предстательная железа при пальпации болезненна, может быть увеличена, хорошо отграничена от окружающих тканей. Пальпаторные данные могут быть объективизированы с помощью УЗИ. Очень важный признак хронического простатита — обнаружение камней в простате. Исследуется секрет железы. В фазу обострения он гнойный, в нем определяется большое число лейкоцитов. Желательно проведение бактериологического исследования секрета.

10. Задания для самостоятельной работы студента.

Для успешного выполнения целевых задач занятия студенту необходимо проявить максимум активности и заинтересованности в овладении изучаемой темой, самостоятельно повторить соответствующие разделы из смежных дисциплин и ранее пройденных предметов.

В процессе самостоятельной работы с учебным материалом надо составить список вопросов, которые недостаточно хорошо освещены в имеющейся у студента литературе либо непонятно объяснены. В начале занятия студент должен получить у преподавателя разъяснения по этим, заранее подготовленным вопросам.

Далее во время проведения преподавателем опроса студентов с целью выяснения исходного уровня знаний  целесообразно сравнивать ответы, которые дают его товарищи со своими представлениями о сущности обсуждаемых тем. Необходимо внимательно следить за объяснениями преподавателя в случае, если отвечающие студенты дают ошибочные ответы на постав­ленные вопросы.

Очень важным является концентрация внимания студента на тех задачах, которые будут решаться на занятии. Рекомендуется записать себе список целевых задач, которые  решение которых будет разбираться  на занятии.

Далее следует самый важный этап самостоятельной работы студента - это работа в палатах с конкретными пациентами по теме занятия. Необходимо у каждого больного собрать тщательный анамнез и жалобы, относящиеся к заболеваниям почек и мочевыводящих путей, провести полное физикальное обследование пациентов (пальпация и перкуссия почек, мочевого пузыря, предстательной железы; аускультация почечных артерий, оценка симптома Пастернацкого, измерение артериального дав­ления, оценка наличия отечного синдрома, уремического запаха и т.д.).

В случае возникновения неясных вопросов по сбору анамнеза и объективному обследованию больных, безотлагательно прибегать к помощи преподавателя.

Далее следует внимательно ознакомиться с имеющимися в истории болезни лабораторными данными, выделить ведущий синдром патологии мочевого осадка, сопоставить его с клиническими и инструментальными данными и вынести свое суждение о нозологической форме заболевания у данного пациента. После этого необходимо в учебном классе обменять­ся мнениями со своими товарищами по учебной группе относительно осмотренных больных и затем обсудить их с преподавателем.

Для закрепления полученных в процессе занятия знаний и навыков проводится самоконтроль усвоения темы: решаются ситуационные задачи, самостоятельно даются ответы на тестовые вопросы и далее сравнивают их с ответами. В конце занятия обсуждаются с преподавателем допущен­ные ошибки, выясняют ответы на оставшиеся ещё неясными вопросы.

II. Самоконтроль усвоения темы.

Ситуационные задачи:

1. При прохождении медосмотра на работе у служащего была обнаружена выраженная протеинурия - 6 г/л белка в моче. Пригласив пациента на осмотр, вы обнаружили бледность кожных покровов и болезненность при пальпации костей черепа; отеков и артериальной гипертензии у больного не оказалось. О каком заболевании идет речь, какие дополнительные исследования необходимо провести больному для подтверждения диагноза?

2. У пациентки с длительным анамнезом ревматоидного атрита отмечено появление отеков и артериальной гипертензии, в анализах мочи: протеинурия - 3 г/л белка в моче, эритроцитов и лейкоцитов -2- 4 в поле зрения. О каком поражении почек идет речь, что необходимо сделать, чтобы подтвердить диагноз? 

3. В поликлинику обратилась молодая женщина с жалобами на поли-артралгии, эритематозные  высыпания на открытых участках тела, повышенную температуру тела. В общем анализе крови - ускорение СОЭ до 40 мм/час, в общем анализе мочи - белок 1,5 г/л, эритроциты  12 - 16 в поле зрения, цилиндры гиалиновые - 2 - 4 в поле зрения. Ваш диагноз, какой анализ крови необходимо назначить, чтобы под­твердить диагноз?

4. У мужчины 35 лет, в прошлом моряка Северного Флота, при прохожде­нии медосмотра на допуск к управлению транспортным средством обна­ружено высокое артериальное давление - 210/120 мм рт ст. На ЭКГ - гипертрофия левого желудочка с систолической перегрузкой. Общий и биохимический анализ крови без патологии. В анализах мочи, сделан­ных многократно, определяется  протеинурия - 1,5 - 2,5 г/л, эритроцитурия - 20 - 30 в поле зрения, цилиндрурия - I-- 2 гиалиновых цилиндра в поле зрения. Ваш диагноз, определите прогноз для выздоровления и жизни, может ли он выполнять профессиональные обязанности водителя?