Классификация портов. Количественные показатели работы порта. Эксплуатационные показатели работы порта. Валовая норма обработки судов в порту. Основные требования, правила размещения и погрузки грузов при разработке грузового плана, страница 4

10. Условия оптимального использования судов по г/п и грузовместимости и их обеспечение при разработке грузового плана.

При составлении грузового плана пользуются расчетными величинами позволяющими производить компоновку плана:

1)                    wc=Vc/Qc, м3/т;

где wc - удельная грузовместимость судна как отношение объема грузовых трюмов судна к грузоподъемности; V — грузовместимость судна, м3; QС - грузоподъемность судна, т.

2) wтр=Vтр/Qтр, м3/т;

где wтр— удельная грузовместимость трюма, показывает объем грузового помещения судна приходящееся на одну тонну его грузоподъемности;

Vтр— грузовместимость трюма судна, м3; Qтр — грузоподъемность трюма судна, т.

3) wгр=Vгр/Qп.бр, м3/т;

где  wгр- удельный погрузочный объем груза, показывает какой объем необходим для размещения одной тонны данного груза с учетом тары и необходимых разрывов (технологических) между пакетами с грузом;

Vгр — объем груза, который необходимо разместить в судне, м3; Qп.бр— количество груза, которое необходимо разместить в судне, т.

В зависимости от wгр груз может быть отнесен к одной из трех категорий:

-легкий: wгр> wтр

-нормальный  wгр= wтр

-тяжелый  wгр< wтр

При этом:

Qc=GT + Gл, т;

Vc= GT*wт + Gл* wл

Gт=Qc-Gл

Vc= (Qc- Gл)* wт+ Gл* wл  

Vc= Qc* wт- Gл* wт+ Gл* wл     

Vc= Qc* wт- Gл*( wл- wт)     

Gл=( Qc* wт- Vc)/( wл- wт)     

Если задается более двух грузов, задачу можно решить графически

Этот метод можно применять, как проектный вариант заг¬рузки (теоретический).

На практике рассматривается пять случаев загрузки:

 1.Судно загружается однородным грузом, удельный погрузоч¬ный объем которого  wгр< wтр -груз тяжелый. Это наиболее удоб¬ный для загрузки груз, объем трюма не лимитирует.

2. Груз однородный, но  wгр> wтр - груз легкий, количество груза здесь будет:

Gгр=Vтр/wгр

После этого подбирают оптимальный вариант, при котором наиболее полно используется объем трюма, т.е. зазоры между па¬кетами груза по площади минимальны.

3. Груз разнородный, с различными погрузочными объема¬ми, но возможно подобрать отдельные партии грузов произвольно.

Здесь устанавливают, какое количество груза и какие грузы можно принять для полного использования трюмов.

Окончательный вариант получают путем подбора партий гру¬за. Оптимальный вариант:

суммаVi=Vc

суммаGi=Qc

4. Заранее определено количество груза, подлежащего отправ¬ке на данном судне. Здесь вначале устанавливают общую массу и погрузочный объем, подлежащий отправке, и определяют:

Qнеисполь=Qc-?Gгробязат

  Vнеисполь=Vc-?Vгробязат

После этого на неиспользованную часть грузовместимости подбирают партии груза до полной грузовместимости.

5. Количество всех грузов, подлежащих отправке, определе¬но, мы должны, например, в судне грузоподъемностью 1000 т от¬править 1 ООО т груза.

Общее количество груза распределяют по трюмам пропор¬ционально грузоподъемности:

G1+G2+... + Gi=Gгp;

Qгр1+ Qгр2+... + Qгрi= Qc;

K1= Qтр1/Qc

K2= Qтр2/Qc

Ki= Qтрi/Qc

Gтр1=сумма Gтр*К1

Gтр2=сумма Gтр*К2

Gтрi=сумма Gтр*Кi

11. Склады для штучных грузов. Расчет размера складов и размещение грузов в них.

Склады для штучных грузов делят на универсальные, пред¬назначенные для хранения разнообразных грузов, и специализи¬рованные, предназначенные для однородного груза.

По расположению на причале склады делят на прикордонные, находящиеся вблизи причальной линии, и тыловые, разме¬щенные за прикордонными складами.

Крытые склады бывают одно- и многоэтажными. Последние уменьшают потребность в портовой территории и сокращают про¬беги безрельсового транспорта. Однако их стоимость выше одно¬этажных, они требуют дополнительных устройств и затрат для междуэтажного перемещения грузов, и, кроме того, из-за колонн в них затруднена работа автопогрузчиков и электротележек.

Современные портовые крытые склады в основном строят одноэтажными. Между крытым складом и линией фронтальных кранов обычно размещают открытую площадку для хранения гру¬зов, на которые не оказывают вредного воздействия атмосферные явления и солнце. Крытые тыловые склады строят только в том случае, если необходимо складировать большое количество гру¬зов закрытого хранения. В настоящее время предпочтение отдают складам с одной тыловой рампой, что позволяет беспрепятствен¬но въезжать безрельсовому транспорту внутрь склада со стороны причальной линии и в то же время через тыловую рампу в вагон. Работа складов имеет важное значение в производственной дея¬тельности порта. Основными операциями, выполняемыми складом, являются: прием, хранение, выдача, сортировка, подборка, навешивание и маркировка грузов.

Для того чтобы быстро найти на складе нужный груз и для удобства работы, всю площадь склада разбивают на отдельные секции, которые специализируют по направлениям и закрепляют для размещения однородных партий груза. Каждой секции, шта¬белю и ряду придают буквенные или цифровые обозначения, котрые указывают на плане склада.

Основные требования, касающиеся хранения грузов на скла¬де, это рациональное использование складской площади, полная сохранность грузов и свободный доступ к ним.

Для осмотра груза, выполнения складских операций и дви¬жения безрельсового транспорта между штабелями и вдоль стен оставляют проходы и проезды. Ширина проходов вдоль стен дол¬жна быть не менее 0,7 м. Кроме того, на складах устраивают про-дольные и поперечные проезды для транспортирования грузов погрузчиками.

Ширина проездов зависит от габаритных размеров использу¬емых машин безрельсового транспорта и размеров пакетов грузов.

Каждую партию груза укладывают в отдельные штабели, раз¬меры которых зависят от груза. Форма штабеля в плане чаще всего принимается прямоугольной, так как в этом случае обеспечиваются лучший доступ к грузу, его учет и проветривание. Для выполнения перегрузочных работ необходимо, чтобы каждый штабель хотя бы одной стороной примыкал к широкому проезду.¬Грузовместимость крытых складов и открытых складских площадок зависит от грузооборота и срока хранения груза. Грузовместимость склада может быть определена по графику поступления груза на склад и отправления груза из него за навигацию. Наибольшая разность ординат между кривыми поступления и вывоза груза даст искомую грузовместимость (Е) склада. Однако получить необходимые сведения для построения графика не всегда представляется возможным. Поэтому грузовместимость оперативного склада в тоннах определяют для каждого вида груза по

расчетному среднесуточному грузообороту за наиболее напряжен¬ный месяц и по продолжительности хранения. При перегрузке однородного груза:

E=Gрсут ср*альфа*tхр, т

При перегрузке различных грузов:

E=Gрсут ср*?i*tхрi, т

где  Gрсут ср - расчетный среднесуточный грузооборот по данному грузу, т;

альфа— коэффициент прохождения грузов через склад;

txp— срок хранения грузов на складе, принимаемый по действующим нормам, сут;

i - род груза.

Если на причале перерабатываются грузы открытого и зак¬рытого хранения, то определяют отдельно вместимость открытых и закрытых складов.

Грузовместимость оперативного специализированного скла¬да должна быть не меньше наибольшей грузоподъемности двух судов, разгружаемых на причале.

Грузовместимость склада длительного хранения зависит от количества груза, которое планируется накопить на причале к мо¬менту открытия или закрытия навигации.

При завозе груза только речным транспортом в объеме годо¬вой потребности общая грузовместимость складов (длительного хранения) Ед в порту для данного груза составит:

Eд=Gн*(1-Тн/365)-Ескл, т

где GH -навигационный грузооборот груза длительного хранения;

 Тн — навигационный период, сут.;

Ескл - грузовместимость складов для данного груза на предприятиях.

Грузовместимость оперативных складов может быть опреде¬лена также по формуле:

Е=0,01*Gн*у*200/ Тн*кн, т

Где y - доля груза в процентах от навигационного грузооборота, предназначенная для хранения на складе, принимаемая по нормам технологического проектирования;

 Тн - эксплуатационный период навигации, сут.

Потребная площадь склада, рассчитывается или путем состав¬ления плана с размещением штабелей, проездов и проходов, или по допустимой нагрузке на площадь склада и коэффициенту ис¬пользования площади склада:

Fск=Е/(q*kисп), м2

При совместном хранении на складе неоднородных грузов потребная площадь склада

Fск=сумма(Еi/(qi*kиспi)), м2

где q - допустимая нагрузка, т/м2;

kисп — коэффициент использования площади склада под складирование груза.

Значения q и кисп принимают для различных грузов по нор¬мам технологического проектирования портов.

По рассчитанной площади, потребной для хранения грузов закрытого хранения, подбирается типовой склад. По типовой сетке одноэтажные склады штучных грузов могут иметь ширину 12-36 м, длину 18-84 и высоту 6 м.

На открытых складах производят планировку размещения штабелей с учетом соблюдения норм пожарной безопасности и размещения подъездных и перегрузочных путей, а также перегрузочного оборудования. Ширину пожарных проездов  принимают не менее 10м, расстояние от кромки штабеля до кромки автодороги – не менее1,5, а до рельса подкранового пути – не менее 3м. Во всех случаях ни одно сооружение или штабель груза не должны заходить за пределы приближения к габаритным размерам ж/д путей.

с

Норма времени на перегрузочные работы определяется количеством рабочего времени (в человеко-часах), установленным на перегрузку 1 т груза в определенных организационно-технических условиях при полном использовании технической производительности перегрузочного оборудования.

Норма выработки определяется объемом работы (в штуках, в тоннах, кубических метрах и других единицах измерения), который должен быть выполнен в течение определенного рабочего времени (за час, смену и т. д.). Нормы выработки могут быть установлены на одного, рабочего или на бригаду. Выполнение норм выработки является одним из основных условий эффективного функционирования предприятия.