Проектирование информационных систем: Методические указания к лабораторным и курсовым работам, страница 5

Рис. 6. Диаграмма прецедентов

2)  Нарисовать диаграмму классов, изображенную на рис. 7. Изображение классов берется из библиотеки «статическая структура UML».

Рис. 7. Диаграмма классов

Проверьте, что в проводнике по модели появились нужные классы, и не появились лишние. Операции в этом пункте можно опустить.

3)  Создать диаграмму последовательностей, изображенную на рис. 8. Для изображения объектов используется элемент «линия жизни» из библиотеки «Последовательности UML». На этой диаграмме между объектами устанавливаются не отношения, а посылаются сообщения, которые должны задаваться с помощью соответствующего элемента.

Рис. 8. Диаграмма последовательностей

Обратите на внимание на привязку элементов (не должно быть красных, не присоединенных концов). Также нужно установить привязку объектов к их классом (установить классификатор). Если для объекта установить классификатор актера, то изображение автоматически измениться на изображение актера. Сообщения нужно привязать к операциям, которые есть у объекта (и соответственно у класса, которому принадлежит объект). По проводнику по моделям проверьте, что добавлены все нужные операции к классам, и не добавлено лишних операций. Проверьте, что операции отобразились на диаграмме классов.

4)  Создать стереотип «extend» для отношения зависимость, добавьте на диаграмму прецедентов прецедент «создание курса», который расширяет прецедент «управление курсом».

1.3. Содержание отчета

1)  Цель работы.

2)  Задание по лабораторной работе.

3)  Диаграммы, требуемые по заданию, с описанием изображенных элементов.

4)  Выводы по проделанной работе.

1.4. Контрольные вопросы

1)  Для чего нужен проводник по моделям?

2)  Как разместить один и тот же элемент на различных диаграммах?

3)  Как связать на рисунке сущность и отношение UML?

4)  Какое отношение по умолчанию используется в Visio?

5)  Каким образом убрать имена отношения и их окончаний с рисунка?

6)  При каких диаграммах при перетаскивании актера (прецедента, класса) на рисунок не произойдет изменение модели?

7)  Назовите несколько свойств класса.

8)  Что происходит с классом, если в объекте этого класса создать функцию?

Лабораторная работа 2
ДИАГРАММА ПРЕЦЕДЕНТОВ

Цель работы: изучение элементов UML, присутствующих на диаграммах прецедентов,  и их расширений, получение навыков построения диаграмм прецедентов.

2.1. Теоретические сведения

Диаграммой прецедентов (диаграмма использования, use case diagram), называется диаграмма, на которой показана совокупность прецедентов и актеров, а также отношения между ними. В русской версии MS Visio этот тип диаграмм называется сценарий выполнения UML.

Актер (актор, actor) представляет собой связное множество ролей, которые пользователи прецедентов исполняют во время взаимодействия с ними.

Прецедентом (сценарий выполнения, Use case) называется описание множества последовательностей действий (включая варианты), выполняемых системой для того, чтобы актер мог получить определенный результат.

Графическое изображение актеров и прецедентов приведено на рис. 9.

Рис. 9. Графическое изображение актера и прецедента

Актеры и прецеденты обычно связаны между собой отношением ассоциации. Ассоциация это наиболее общий тип отношений, показывающий структурные взаимосвязи между элементами UML. В общем случае ассоциации изображаются обычной линией без каких-то элементов на концах. В частных случаях ассоциации могут использовать механизм дополнений UML, однако на диаграммах прецедентов эти дополнения не применяются и будут рассмотрены в последующих работах.

Актеры обычно представляют независимые роли пользователей в системе, однако в некоторых случаях могут быть связаны между собой отношениями обобщения. Обобщение это тип отношений UML который связывает между собой более общий и более конкретный элемент. Графически это отношение изображается в виде линии с большой стрелкой в виде треугольника, направленной на более общий элемент. Наиболее часто обобщения используют для указания наследования в классах. Актеры также могут быть связаны этим отношением, например, актер «пользователь» может быть обобщением актера «зарегистрированный пользователь».

Прецеденты могут быть связаны между собой отношениями обобщения (например, «идентификация пользователя» является обобщением «проверить пароль») и зависимости. Зависимость это отношение, показывающая использование одним элементом другого. Например, можно указать, что прецедент «выполнить операцию в системе» зависит от прецедента «идентификация пользователя». Графически зависимость отображается в виде штриховой линии со стрелкой, направленной к зависимому элементу.

Примеры описанных отношений приведены на рис. 10.

Рис. 10. Связь актеров и прецедентов различными отношениями

На диаграммах прецедентов часто используются стереотипы отношений зависимость. Например, стереотип «extend» показывает, что целевой вариант использования расширяет поведение исходного, а стереотип «include» – что исходный прецедент явно включает поведение другого прецедента. Пример использования стереотипов приведен на рис. 11.

Рис. 11. Использование стереотипов

Еще одним элементом диаграммы прецедентов является граница системы. Она отображается обычным прямоугольником. Актеры обычно располагаются за границей системы, а прецеденты – внутри.

Процесс построения диаграммы прецедентов начинается с определения актеров. На первом этапе нужно сформулировать назначение разрабатываемой информационной системы.

Далее определяется полный список пользователей, которые будут использовать систему. Нужно определить всех, кто будет использовать, вводить данные, администрировать и контролировать систему. Актерами могут быть не только люди, поэтому также нужно учесть все другие программы, которые будут взаимодействовать с системой.

У перечисленных пользователей системы нужно выделить общие свойства и сгруппировать в относительно небольшое число актеров.

Для определения прецедентов для каждого актеров выписываем все сценарии, которые могут ему потребоваться. На основании общих свойств выписанных сценариев (от всех актеров) формируем небольшое число прецедентов. Ставим ассоциации между актерами и используемыми ими прецедентами.