Дизель-генератор 5-26ДГ: Описание, эксплуатация и ремонт, страница 6

Шпиндель и наконечник крана имеют конусы А и Б.

Конус А служит для закрытия канала в корпусе, когда индикаторный кран закрыт.

Конус Б служит для уплотнения полости шпинделя I и штуцера 2 во время замеров, когда кран открыт.

Механизм шатунный   

Шатунный механизм предназначен для преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Шатунный механизм состоит из стержня  главного и прицепного  шатунов.

Шатуны соединены между собой пальцем , который установлен во втулке, запрессованной в проушины главного шатуна.

Прицепной шатун крепится к пальцу  двумя болтами  со шлицевыми головками.

В верхние головки обоих шатунов запрессованы стальные втулки  и , покрытые свинцовистой бронзой. Для прокачки масла к поршневому пальцу в средней части каждой втулки имеется канал с отверстием.

Нижняя головка главного шатуна имеет съемную крышку , которая крепится к стержню четырьмя болтами .

Разъем нижней головки стержня  и крышки  имеет зубцы  трапецеидальной формы, препятствующие поперечному смещению крышки.

В нижнюю головку главного шатуна установлены верхний  и нижний тонкостенные стале-бронзовые вкладыши. На антифрикционный слой свинцовистой бронзы нанесено гальваническое покрытие. Наружная поверхность вкладыша бронзирована. Вкладыши устанавливаются с гарантированной величиной выступания поверхности стыков, положение их фиксируется штифтами  и  запрессованными в стержень и крышку.

Верхний и нижний вкладыши – невзаимозаменяемы. В нижнем вкладыше в отличие от верхнего имеются отверстия для перетока масла.

Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим из коренных подшипников через каналы коленчатого вала. По отверстиям в нижнем вкладыше и по канавке  в крышке  масло перетекает в канал нижней головки шатуна и по втулке 5, уплотненной резиновым кольцом , в канал стержня главного шатуна. Далее часть масла поступает через продольный канал в стержне главного шатуна к втулке.

Другая часть масла поступает к втулке прицепного шатуна и через отверстие в пальце  и продольному каналу в стержне прицепного шатуна к верхней втулке щатуна.

Из верхних втулок шатунов  через дросселирующие отверстия шатуна масло поступает на охлаждение поршней.

Установка гаек болтов сторона стержня Бурт удален от опоры. Сторона шапки бурт ближе к  опоре. После затяжки прилегание щуп 0,03 не должен проходить.

Установка шапки шатуна: Перед сборкой смазать резьбы и опорные поверхности пастой ВНИИ НП – 232 Гост 14068-79. Прижать шатун к одной сторон, контролировать положение вкладышей шатунного подшипника относительно упорных штифтов и плотность их посадки, установку резинового кольца масляного канала.

 Сторона А оба болта 15 кгм, сторона Б оба болта 30 кгм, сторона А оба болта на 30 кгм. Окончательная затяжка на 10 шлиц  по 5 шлиц.

Отправная динамометрическим ключом  23 кгм.

После сборки проверить осевой разбег шатуна  норма 0,40-0,96 брак более 1,3 мм.


Внимание! За сборкой особенный контроль (осевой разбег проверять небольшой отверткой, перемещение практически без усилий) После сборки при запуске контроль на нагрев не более чем через 2 мин. работы. 

При сборке прицепного шатуна совместить отверстия для прохода масла в пальце прицепного шатуна  с каналом в прицепном шатуне с учетом метки впуск на поршне. Дополнительно контролируется прохождением масла при прокачке.

Затяжка: правый болт 15 кгм, левый 30 кгм, правый 30 кгм предваритьельная обтяжка после оба болта отвернуть и затянуть по новой правый 10 кгм, левый 20 кгм, правый 20 кгм. Эта затяжка считается отправной потом по 2 шлица  на 10 шлиц.

Деталь и место обмера

МЕХАНИЗМ ШАТУННЫЙ

Чертежный размер

в мм

Допустимый размер

При выпуске  из ТР3 и ТР2 в мм

Браковочный размер при выпуске из ТР1 и внепланового ремонта в мм

Втулка в проушинах главного шатуна, внутренний диаметр.

70

+0,11

+0,05

70

+0,30

+0,05

70,32

Шатунный подшипник ,зазор на масло в плоскости перпендикулярной разъему, по обмерам

0,14-0,26

0,14-0,35

0,36

Втулка верхней головки шатуна зазор на масло

0,072-0,148

0,07-0,38

0,40

Втулка в проущинах главного шатуна зазор на масло

0,06-0,12

0,06-0,35

0,40

Прицепной палец диаметр

70 -0,019

70

-0,019

-0,2

69,78

Толщина вкладыша шатунного подшипника в среднем сечении с учетом толщины гальванического покрытия

5,9-5,93

Вкладыш заменить на новый при износе до бронзы

Вкладыш заменить на новый при износе до бронзы

Вкладыш размер по стыку в свободном состоянии

202,7 +2

202,3-205,0

202,2

Вкладыш величина выступания поверхности стыков в приспособлении

0,12-0,16

0,08

0,07

Суммарная величина выступания поверхностей стыков двух половинок вкладышей.

0,24-0,32

0,20

0,18

Допуск прямолинейности образующей  затылка вкладышей

0,02

0,04

0,05

Главный шатун, осевой разбег на шейке коленчатого вала

0,40-0,96

0,40-1,20

1,30

Прицепной шатун, осевой разбег в проушинах главного шатуна.

0,30-0,82

0,30-1,10

1,20

Шатун главный, отверстие нижней головки без вкладышей

1. В плоскости перпенд. Разъему

2. В плоскости разема

3. допуск овальности (пулуразность диаметров

202 +0,029

202+0,029

0,01

202

+0,06

-0,02

202

+0,06

-0,05

0,04

202

+0,07

-0,03

202

+0,07

-0,06

0,045